Поделиться
В ближайшее воскресенье — как и каждый год, когда до начала Великого Поста остается ровно две недели — в православных храмах будут читать евангельскую притчу о блудном сыне. Едва ли не самую известную из всех Христовых притч. Сколько раз становилась она сюжетом художественных полотен или литературных произведений… И вроде бы все в ней известно и как будто понятно: младший сын потребовал у отца себе свою долю наследства, ушел из дома, промотал всё, что было, отчаялся, раскаялся, со стыдом вернулся к отцу и тот принял его без тени обиды с подлинной отцовской любовью. Это — сюжет. Но притча о блудном сыне — тот случай, когда едва ли не за каждым словом, за каждой формулировкой скрывается целый пласт смыслов. Что такого ужасного в том, чтобы попросить у отца свою часть наследства? Почему, по сюжету притчи, герой вынужден работать свинопасом — что такого именно в этой профессии? Почему евангелист Лука, рассказывая о раскаянии блудного сына, говорит «пришел в себя», употребляет именно это выражение? К такого рода сокровенным смыслам притчи о блудном сыне обратимся сегодня с помощью духовно опытных пастырей. Но для начала, хоть сюжет и известен, вспомним текст притчи. Евангелие от Луки, пятнадцатая глава, стихи с одиннадцатого по тридцать второй.
Лк XV:11-32
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.