Главнейшая перемена, произошедшая на Руси после кончины Ярослава Мудрого — разделение власти над Землею, и следствия этого разделения: умаление значения княжеского достоинства среди населения, распадение Русской Земли на несколько отдельных Земель и полное падение Киева.
По внешности же, Русская жизнь мало отличалась от той, которую мы видели в конце княжения Ярослава Мудрого.
Князья по-прежнему проводили все свое время с дружиною, и без совета ее старших мужей — «боярской думы» — не предпринимали ни одного важного дела. Люди дружины, так же как и прежде, могли свободно переходить от одного князя к другому. При частых сменах князьями столов, переходы эти должны были участиться, причем среди дружинников должно было падать чувство преданности к своему князю, а развивалось искание личной выгоды.
Доходы князя, как и прежде, составляли дани, получаемые с населения, судебные пени и торговые пошлины. Кроме того, князья обладали значительными поместьями.
Что же касается бояр, то они, главным образом, кормились жалованьем от князя. Земельные же их владения не должны были быть значительными, ввиду частого перехода дружин из одной волости в другую. Исключение из этого составляли Новгородские и Галицкие бояре, которые, не следуя за князьями при перемене ими столов, скоро сосредоточили в своих руках огромные земельные богатства и являлись силой, обыкновенно, весьма враждебной княжеской власти.
Все население, кроме дружины и духовенства, носило общее название «люди». Крестьяне же прозывались «смердами». К смердам причисляли также мелких купцов, промышленников и ремесленников. Главное занятие крестьян было земледелие, скотоводство и бортничество, то есть собирание меда в бортях, или старых дуплах деревьев. Крестьяне были людьми свободными. Такими же свободными людьми было и все посадское население, особенно многочисленное в городах Суздальской Земли. Кроме свободных людей, были и полусвободные, так называемые «закупы», обязанные за долг отработать известное число лет: наконец, были, как и во всех Европейских государствах того времени, рабы или «холопы», находившиеся в полной воле у своих господ. Рабами делались, главным образом, неоплатные должники, а также и пленники, захватываемые в многочисленных походах того времени. У князей и бояр рабы эти употреблялись для работы в имениях: они носили общее название «челяди», и многие из них отличались замечательной преданностью своим господам, что свидетельствует о добрых, родственных, отношениях господствовавших между слугами и их владельцами.
Что касается Русских князей, то большинство из них, несмотря на постоянные усобицы между собой, поражают нас своим благородством, мужеством и сердечною добротою.
Почти все наши князья, может быть, за исключением одного Владимирка Галицкого, были людьми глубоко верующими и своим благочестием служили добрым примером для подданных. Нередко перед кончиной они принимали пострижение и даже схиму.
Вместе с тем, в громадном большинстве случаев, семейная жизнь наших князей отличалась большой чистотой и привязанностью к своим женам, в полную противоположность тому, что делалось в это время на Западе.
Наконец, надо сказать, что князья наши, так же как и во времена Ярослава Мудрого, получали разностороннее образование, и некоторые из них были действительно высокообразованными людьми. Храбрый Михалко, брат Всеволода Большое Гнездо, мог так же свободно говорить по-латыни и по-гречески, как и по-русски, и превосходно знал Священное Писание, но не любил спорить о вере. Замечательным образованием отличался и Ярослав Осмомысл. Сын Всеволода Суздальского — Константин тоже был необыкновенно начитан; одних Греческих книг у него было более тысячи. А кроткий Роман Ростиславович Смоленский был до того предан науке и так заботился о просвещении, устраивая множество училищ, что истратил на это все свое немалое состояние, почему после смерти Смоляне должны были хоронить его на свой счет.
Любимым чтением на Русском языке, кроме священного Писания, были многочисленные переводы сказаний о прошлом разных стран, преимущественно с Греческого языка Наконец, были произведения и своих Русских писателей. Во-первых, умножилось число летописцев, и до нас с тех времен дошли летописи: Киевская, Волынская, Новгородская и Суздальская. Сохранились с тех времен и несколько замечательных Русских «Поучений» и «Слов» Наконец, несомненно, имели весьма большую известность такие произведения, как «Слово о полку Игореве» песни и былины про богатырей.
Богатырей, служивших всей душой защите слабого и сирого, и вообще всякому правому делу, было немало и в рассмотренные нами времена непрестанных усобиц. Благодарное население называло их «Божьими людьми» В летописях говорится: о Демьяне Куденевиче, жившем со своим верным слугою Тарасом в Переяславле Южном. О Ростовском богатыре Александре Поповиче и его оруженосце Торопе, которые вместе с Добрынею Резаничем, по прозванию «Золотой пояс», и другими Ростовскими богатырями, были в славной Липецкой битве.
Вскоре после этой битвы, глубоко скорбя о княжеских усобицах, Александр Попович собрал у себя всех остальных Ростовских богатырей, и они сотворили такой совет: «Если начнем служить князьям по разным княжениям, то все будем перебиты, потому что у князей на Руси великое нестроение и частые междоусобные битвы», и положили уговор — всем вместе идти служить единому великому князю — к матери всех Русских городов — в Киев, где они и были приняты с большею честью Мстиславом Романовичем Киевским.
Кроме известий о богатырях, сохранились былины и о героях Господина Великого Новгорода, как нам это рисуют Новгородские былины: о «Садке богатом госте» и «Василии Буслаеве, удалом купеческом сыне». Эти люди были несколько иного склада, чем богатыри.
В былине о «Садко» рассказывается, как он, будучи бедным певцом на гуслях, потешал своими песнями владетеля Поддонного царства, который в награду за это дал ему несметные богатства. Эта былина показывает, что главным достоинством человека Новгородцы в те времена почитали не воинские доблести и защиту Родины и веры, а богатство, приобретенное хотя бы и темными путями от царя Поддонного царства.
Псалом 141. Богослужебные чтения
Боязнь одиночества — по утверждению многих современных психологов — один из самых распространённых страхов сегодня. Чтобы не остаться один на один с самим собой, человек погружает себя в бесцельное блуждание по социальным сетям, блуждание по лабиринтам торговых центров, блуждание по пустым разговорам и не знающим конца и края сериалам — лишь бы не посмотреть туда, где кажется разверзлась страшная чёрная дыра — внутрь себя самого.
141-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, описывает как раз состояние человека, который не побоялся наедине честно посмотреть в самую сердцевину своей боли — давайте послушаем, что же он там увидел?
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Давид, спрятавшись в небольшой пещере перед лицом своих преследователей, оказывается в предельном одиночестве. Он — один, брошен всеми, его преследуют с целью убить. Он сидит в тесной и мрачной пещере, спрятавшись, чтобы не быть замеченным. Есть только он — и Бог, верность Которому Давид и сохраняет. Ему очень плохо, очень страшно, он находится на грани отчаяния. Всё — против него, все внешние обстоятельства жизни пытаются убедить его в том, что нет никакого Бога, или же Он навсегда от него отвернулся.
Но вместо того, чтобы обидеться и упиваться своей несчастностью, Давид идёт «внутрь» своей «чёрной дыры души» — и буквально выворачивает своё нутро наружу, наизнанку — превращая эту боль и страх в искренний вопль к Богу. Он не пытается «казаться хорошеньким», он не стесняется своей беспомощности и уязвимости, он не выставляет перед собой свои настоящие или мнимые добродетели. Он, словно ребёнок, кричит в уши Небесному Отцу: отче, папа, мне плохо, мне невыносимо плохо, я реально погибаю, куда Ты пропал? Я заждался Твоего появления, давай, не медли, пора Тебе уже активно включиться во всё происходящее!«
И вот мы подходим к самому главному. Зачем Давиду такая пронзительная молитва? Чего именно он хочет добиться? Может, прекращения скорбей? Наказания гонителей? Появления благ — и высоких, и простых, житейских? Но псалом показывает нам совершенно иную перспективу, которая только и имеет значение для Давида: слава Божия! Давид ждёт помощи свыше, которая для него важна не сама по себе, а именно как ещё одно подтверждение того, что Бог — рядом, что Он — славен, что Его обещания — не пустой звук!
Мне кажется, сегодняшний псалом — прекрасная «психотерапия» в миниатюре, к которой каждый может прибегнуть в любое время — а особенно тогда, когда душа свернулась от страха и боли и сама собой разворачиваться уже не хочет!..
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете смысл значения слова — «капитуляция». Возможно, вам также знаком однокоренной богословский термин — а именно «рекапитуляция». Именно вокруг этого понятия и идёт речь в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
«Капитуляция» и «рекапитуляция». Оба слова — вокруг одного и того же корня — caput — «глава», отсюда произошло capitulum — «пункт» или «главка», «раздел». В военном жаргоне Средневековья «capitulare» стало значить составить договор по пунктам (capitula), а потом — «сдаться на условиях». В античном понимании caput — не просто анатомическая «голова», а начало и принцип (ἀρχή). Капитуляция — потеря архэ, утрата ориентации. Рекапитуляция — возвращение к архэ, к первообразу. Учение святого Иринея Лионского о recapitulatio (ἀνακεφαλαίωσις) — одно из самых глубоких и влиятельных в раннехристианском богословии. Оно напрямую связано с только что прозвучавшим чтением. Recapitulatio переводится как «возглавление», «сведение во главу», или «собирание под одного главой». Священномученик Ириней пишет, что Христос возглавил в Себе всё творение — человека, историю, материю, время, саму природу.
Главная мысль Иринея звучит так: «Что не принято, то не исцелено». Христос принимает всё человеческое — от рождения до смерти — чтобы всё исцелить. Христос не просто отменяет грех — как можно было бы думать в юридической модели искупления — а воссоздаёт саму природу человека: «Христос, пройдя все возраста человеческой жизни, восстановил в Себе человека целостно — младенца, отрока, юношу, мужа — чтобы освятить все».
Но апостол Павел — а следом за ним и священномученик Ириней — не ограничивают плоды спасения, совершённого Христом, исключительно человечеством: они простираются на весь космос, на всё мироздание. Христос становится всеобъемлющим центром космоса, вокруг которого собирается всё, что было разорвано грехом. Другими словами, во Христе начинается процесс обновления всей твари, утратившей после греха Адама связь с первоисточником всего бытия — Богом.
И отсюда становятся понятными слова апостола, когда он говорит о Христе как о Том, Кому Бог «покорил всё под ноги Его»: «пересборка» всего бытия могла осуществиться только при непосредственном, внутреннем участии Бога — и прежде всего через полноценное погружение в страдание и саму смерть.
Вот каков Бог христиан — входящий в самую гущу человеческой жизни, не останавливающийся ни перед чем — ради того, чтобы каждому человеку дать реальную возможность осуществить изначальный Божественный замысел и через «пересборку» во Христе — Распятом и Воскресшем — вывести всё творение к славе возлюбленных детей Божиих!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные поиски Александра Блока». Олег Скляров
У нас в студии был профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров.
Мы говорили о творчестве Александра Блока, о его духовных поисках и о том, как в его поэзии отразились кризис слома эпох и революции в России.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Вторая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена известным поэтам «Серебряного века» (эфир 18.11.2025)
Третья беседа с Марией Савельевой была посвящена судьбе А. Блока (эфир 19.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







