Многие мемуары со временем приобретают значение исторического свидетельства, если автор воспоминаний пишет о себе и жизни своих современников правдиво и искренно.
Сегодня мы говорим о святом новомученике Иосифе Петроградском и книге воспоминаний княгини Натальи Урусовой «Материнской плач Святой Руси».
В 1947 году княгиня Наталья Владимировна Урусова написала книгу «Материнский плач Святой Руси».
У княгини Урусовой, принадлежащей к знатному дворянскому роду, было семеро горячо любимых детей.
В 1917 году, в год революционного большевистского переворота, ее старшему сыну Сергею исполнился 21 год, он погиб, сражаясь в рядах Белой Гвардии. Младший сын Андрей был арестован в 1937 году и сгинул в советских лагерях. За годы советской власти она лишилась всех семерых детей…
В 30-е годы 20 столетия княгиня Урусова, как «классово-чуждый элемент» в глазах властей, оказалась в Казахстане, где ей пришлось претерпеть много мытарств. Пережить испытания Наталье Владимировне помогли встречи с людьми необычайной силы духа.
Один из них – митрополит Иосиф (Петровых), сосланный из Ленинграда в Казахстан в 1931 году. Он и в ссылке, с риском для жизни, тайно проводил богослужения, чтобы утешить и поддержать верующих.
Н.В. Урусова:
26 августа приехал митрополит Иосиф и удостоил нас посещением по случаю дня моего Ангела. Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник. Это отражалось в его облике, и в глазах, как в зеркале. Он был высокого роста, с большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы никогда с ним не расставаться».
Митрополит Иосиф жил на окраине города Чимкента в маленьком казахском глинобитном домике. Но первое время, когда его определили на поселение в маленьком городке Ауэлита, условия были еще хуже: владыку поместили в сарай со скотиной, отделив его койку жердями.
Сведения о жизни митрополита Иосифа (Петровых) в казахстанской ссылке сохранились в книге воспоминаний княгини Урусовой.
Н.В. Урусова:
Он провел у нас за чаем больше часа, рассказывал о трудной жизни в сарае, когда над головой, уцепившись за хворост потолка, висит и смотрит на тебя змея, о том, как трудно было молиться, когда кругом мычанье, блеянье, и хрюканье, и безжалостно плохое питание. Эти все условия и были, очевидно, причиной его болезни. По временам он сильно страдал от язвы в кишечнике. Но он всё переносил, как Праведник, и если рассказывал о трудных преследованиях, то только потому, что мы все вспоминали о жестокостях ГПУ.
Автор этих воспоминаний, княгиня Наталья Владимировна Урусова прожила долгую жизнь, дожив до девяноста лет. После войны она эмигрировала в Германию, затем переселилась в Америку, до последних дней писала стихи.
Н.В. Урусова:
О Россия наша!
Родина святая!
Ты омыта кровью
С края и до края!
Чувствуется духом
Близкое прощенье,
И Россия встанет
Храмом… Воскресенья!
Это стихотворение княгини Натальи Владимировны Урусовой звучит как посвящение светлой памяти новомученика Иосифа Петроградского.
В 1937 году митрополита Иосифа снова арестовали. По решению тройки НКВД новомученик Иосиф Петроградский был расстрелян в Лисьем овраге возле города Чимкент в Казахстане.
Книга воспоминаний княгини Урусовой «Материнской плач Святой Руси» стала важным историческим свидетельством мужества верующих, которым выпало жить в России в годы жестоких гонений большевиков на Церковь.
Н.В. Урусова:
«…Видела я и много радостей во взаимной любви моей к детям, и их ко мне, и много чудесных Милостей Божиих. Я хотела в последовательном описании своих переживаний за 30 лет обнажить правду о большевиках тем, кто ее не знает или ослеплен пропагандой неправдой о ней»…
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема