
«Новая война пуговиц», кинокомпания Mars Films, режиссёр Кристоф Барратье.
— Мы выиграли войну?
— Нет, только бой.
— Наша война должна иметь имя — чтобы войти в историю.
— Я знаю! Война пуговиц!
Главное в жизни мальчишек из фильма французского режиссёра Кристофа Барратье «Новая война пуговиц» — драки с их ровесниками из соседней деревни. Талантливый и справедливый учитель, как ни старается, не может увлечь их учёбой. Да и на девочек герои в коротких штанишках пока смотрят только издалека. Даже настоящая, взрослая и страшная война, разлучившая многих из ребят с отцами, кажется, пока волнует их меньше, чем ежедневные стычки с соседями.
За окном сорок четвёртый год, Франция оккупирована фашистской Германией. Но в отдалённой южной провинции Овернь, где происходит действие кинокартины — бескрайние зелёные луга, смех и шутки на улицах, ветчина и сыр на столах и даже относительная свобода. В деревне не слышно выстрелов и нет немецких солдат. Нацистскую власть там представляет назначенная немцами полиция в лице двоих местных парней. И дети, и взрослые с нетерпением ждут окончания войны. Но при этом жизнь в деревнях идёт своим чередом — мальчишки сражаются друг с другом и отрезают у побеждённых пуговицы от рубашек и брюк, а их отцы целыми днями пьют в трактире или дома. И только необходимость защитить от фашистов скрывающуюся в одной из деревень еврейскую девочку Виолетту в считанные минуты объединяет всех...
Снятый в 2011 году фильм Кристофа Барратье сложно отнести к какому-либо одному жанру. Он непредсказуем, ярок и пёстр, как сама наша жизнь. С одной стороны, картина пронизана мальчишеским задором, а порой и хулиганским настроением. Сцены драк показаны подробно и без прикрас. Но вот речь заходит о любви — и всё это буйное великолепие сменяется тихой и задушевной интонацией. Предводитель мальчишек Лебрак, двоечник и первый парень на деревне, влюбляется в еврейку Виолетту. А школьный учитель давно уже любит модистку Симону, у которой живёт девочка. Отстающий ученик и преподаватель, на первый взгляд, такие разные, так похожи в своём смущении перед городскими красавицами, в своей верности и желании защитить любимых. Режиссёр рассказывает о любви с удивительной осторожностью, целомудрием и мягким юмором — как, например, в этой сцене, когда Виолетта приглашает побеждённого в драке Лебрака к себе домой и пришивает ему пуговицы.
— Ты плакал?
— Я? Вот ещё!
— Я видела, как плакал мой отец, но я всё равно люблю его.
— А меня ты будешь любить, если я заплачу?
— Понятия не имею. Поплачь, тогда и узнаю!
По счастью, плакать никому из главных героев фильма не приходится. Детское чувство Лебрака соединяется с совсем недетским мужеством, и когда приходит пора защищать подругу от фашистской полиции, он не колеблется ни минуты.
Своим спасением Виолетта обязана не только романтическим чувствам. Ведь кроме влюблённого в неё Лебрака и неравнодушного к Симоне учителя на помощь девочке приходят жители обеих деревень! Ни у кого из них нет еврейской крови, многие вообще никогда не видели евреев. Но достаточного одного слова, даже одной мысли о том, что невинного ребёнка могут отдать в руки немцев — и пуговичные войны детей, и домашние заботы взрослых забываются ради настоящего подвига. Оказывается, что подростки на своей игрушечной войне успели научиться не только устраивать засады и пугать врага, но и мгновенно отличать правду ото лжи, а добро от зла. А предатель в мальчишеских играх, сын мэра, оказывается предателем и в серьёзной ситуации — ведь именно он доносит на Виолетту. Отцы ребят, которые в их возрасте точно так же воевали друг с другом, тоже забывают про вражду. А те из них, кто успел побывать на другой войне, вспоминают фронтовую молодость. В этих простых и грубых людях просыпается невероятная духовная сила. Сцена, в которой несколько простых деревенских мужичков и школьный учитель выгоняют из деревни двух вооружённых нацистов, впечатляет и, думается, запомнится каждому зрителю.
Фильм Кристофа Барратье «Новая война пуговиц» — настоящий гимн человечности и милосердию. Это история о том, что для защиты близких от зла нам не обязательно быть физически сильными или умными, не нужно оружия или власти. Достаточно просто в решающий момент сделать верный выбор — выбор мира и любви.
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер