Людям, знакомым с советским кинематографом, без труда вспомнится персонаж фильма Георгия Данелия «Осенний марафон» — незадачливый датчанин — профессор-славист, каждое утро делавший пробежку. Для многих кинозрителей германский актер Норберт Кухинке, исполнивший роль профессора, так и стал ассоциироваться исключительно со своей ролью из «Осеннего марафона». На самом деле, личность Норберта Кухинке значительно более многогранна и игра в кино была только одним из его многочисленных увлечений. Самого себя Кухинке считал скорее журналистом и писателем. А еще он был человеком, совершенно поглощенным любовью к России. Огромная симпатия к русскому языку и культуре появилась у Кухинке еще в детстве, когда будущий актер столкнулся с выходцами из славянских стран в германской части области Силезия, где он тогда жил вместе с семьей. Занятия русским языком Кухинке продолжил в средней школе, а затем совершенно осознанно по окончании университета отправился в СССР в качестве первого журналиста журнала «Шпигель». В 1979 году Кухинке сыграл свою знаменитую роль в фильме Георгия Данелия. Все последующие годы вплоть до самой кончины в 2013 году Кухинке посвятил России. Он написал о России несколько книг, причем половина из них посвящена русской религиозно-философской культуре. Но главным посвящением Кухинке России стала его идея основать православный мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца в местечке Гётшендорф недалеко от германского города Темплин. Кухинке всегда был убежденным католиком, но это не помешало ему выразить любовь к России таким образом — через помощь в создании православной обители на немецкой земле.
Монастырь разместился в замке Гётшендорф, где во времена Третьего рейха находилось поместье нацистского деятеля Генриха Геринга, а в годы ГДР располагался военный санаторий. После объединения Западной и Восточной Германий замок оказался заброшенным. В 2006 году Кухинке предложил превратить старое поместье в православный монастырь. Он испросил благословения главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, теперь Патриарха Московского и всея Руси. А затем приобрел замок всего лишь за один евро с условием, что в течение ближайших лет в него будет инвестировано четыре миллиона евро. Кухинке такими средствами, естественно, не обладал. Кроме того, ему очень хотелось не просто восстановить поместье, но и построить на его территории православный храм. Кухинке организовал сбор средств — помощником в этом деле выступил Хорст Каснер, немецкий богослов и отец нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Первоначально все шло благополучно. Но в 2009 году из-за финансового кризиса работы были приостановлены. Возобновились они только в 2011 году. Кухинке скончался в декабре 2013 года, успев увидеть, как на купол новопостроенного храма поднимают крест. Он очень радовался и тому, что в основанной им обители появились монахи. Сегодня их немного, около 10 человек, но они есть и самое главное — здешние монахи ежедневно совершают богослужение. Сегодня в монастырь святого Георгия приезжает множество паломников из разных регионов Германии, а также России и других стран. Все эти люди с благодарностью поминают в своих молитвах покойного Норберта Кухинке, сумевшего создать небольшой уголок любимой им России на своей родине.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер