Людям, знакомым с советским кинематографом, без труда вспомнится персонаж фильма Георгия Данелия «Осенний марафон» — незадачливый датчанин — профессор-славист, каждое утро делавший пробежку. Для многих кинозрителей германский актер Норберт Кухинке, исполнивший роль профессора, так и стал ассоциироваться исключительно со своей ролью из «Осеннего марафона». На самом деле, личность Норберта Кухинке значительно более многогранна и игра в кино была только одним из его многочисленных увлечений. Самого себя Кухинке считал скорее журналистом и писателем. А еще он был человеком, совершенно поглощенным любовью к России. Огромная симпатия к русскому языку и культуре появилась у Кухинке еще в детстве, когда будущий актер столкнулся с выходцами из славянских стран в германской части области Силезия, где он тогда жил вместе с семьей. Занятия русским языком Кухинке продолжил в средней школе, а затем совершенно осознанно по окончании университета отправился в СССР в качестве первого журналиста журнала «Шпигель». В 1979 году Кухинке сыграл свою знаменитую роль в фильме Георгия Данелия. Все последующие годы вплоть до самой кончины в 2013 году Кухинке посвятил России. Он написал о России несколько книг, причем половина из них посвящена русской религиозно-философской культуре. Но главным посвящением Кухинке России стала его идея основать православный мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца в местечке Гётшендорф недалеко от германского города Темплин. Кухинке всегда был убежденным католиком, но это не помешало ему выразить любовь к России таким образом — через помощь в создании православной обители на немецкой земле.
Монастырь разместился в замке Гётшендорф, где во времена Третьего рейха находилось поместье нацистского деятеля Генриха Геринга, а в годы ГДР располагался военный санаторий. После объединения Западной и Восточной Германий замок оказался заброшенным. В 2006 году Кухинке предложил превратить старое поместье в православный монастырь. Он испросил благословения главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, теперь Патриарха Московского и всея Руси. А затем приобрел замок всего лишь за один евро с условием, что в течение ближайших лет в него будет инвестировано четыре миллиона евро. Кухинке такими средствами, естественно, не обладал. Кроме того, ему очень хотелось не просто восстановить поместье, но и построить на его территории православный храм. Кухинке организовал сбор средств — помощником в этом деле выступил Хорст Каснер, немецкий богослов и отец нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Первоначально все шло благополучно. Но в 2009 году из-за финансового кризиса работы были приостановлены. Возобновились они только в 2011 году. Кухинке скончался в декабре 2013 года, успев увидеть, как на купол новопостроенного храма поднимают крест. Он очень радовался и тому, что в основанной им обители появились монахи. Сегодня их немного, около 10 человек, но они есть и самое главное — здешние монахи ежедневно совершают богослужение. Сегодня в монастырь святого Георгия приезжает множество паломников из разных регионов Германии, а также России и других стран. Все эти люди с благодарностью поминают в своих молитвах покойного Норберта Кухинке, сумевшего создать небольшой уголок любимой им России на своей родине.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница