Один из первых детских докторов в России, основатель отечественной педиатрии — Нил Фёдорович Филатов — не только лечил, но и искренне любил детей.
Окончив медицинский факультет Московского университета, Нил Фёдорович работал земским врачом в Саранском уезде родной Пензенской губернии. В 1876 году он защитил докторскую диссертацию и переехал в Москву, где устроился на работу в Детскую Софийскую больницу Воспитательного дома на Бронной улице. После того как от дифтерии скончался его сын, он пообещал себе сделать всё, чтобы дети не умирали. Именно он одним из первых стал широко применять противодифтерийную сыворотку. Нил Фёдорович относился к больным детям как к родным: посещая бедные семьи, он часто приносил с собой не только лекарства, но и продукты, и даже игрушки. Скончался доктор Филатов в 1902 году, всецело посвятив себя людям в буквальном смысле до последнего вздоха.
Как называли Нила Федоровича Филатова москвичи?

В московском сквере Девичьего поля, неподалёку от клиники детских болезней, стоит памятник: мужчина с длинной густой бородой, а рядом с ним — маленький ребёнок. «Другу детей Нилу Фёдоровичу Филатову», — гласит надпись на памятнике. Нил Филатов, один из первых детских докторов в России, стал основателем отечественной педиатрии.
Он родился и жил в XIX веке, когда педиатрия ещё не выделилась в отдельную медицинскую дисциплину. Маленьких и взрослых лечили по одной и той же системе. О том, что детская медицина — особый мир, в котором к детям необходим принципиально иной научный и этический подход, тогда ещё не задумывались. К Нилу Фёдоровичу эта мысль впервые пришла, когда он работал земским врачом в Саранском уезде родной Пензенской губернии. На эту должность он поступил после окончания медицинского факультета Московского университета. «Вообразите, — писал Филатов своему другу, доктору Николаю Яблокову, — я один на весь уезд в 58 тысяч человек, в том числе детей. Последние-то главным образом и находятся на моих руках».
В 1876 году Нил Фёдорович защитил докторскую диссертацию и переехал в Москву. Он устроился на работу в Детскую Софийскую больницу Воспитательного дома на Бронной улице. Примерно в это же время в жизни доктора произошло трагическое событие: от дифтерии скончался его маленький сын. Детская смертность от инфекционных заболеваний в то время была огромной, и Филатов пообещал себе сделать всё, чтобы дети не умирали. Несколько лет он посвятил исследованиям дифтерии, кори и скарлатины у детей. В конце концов, как вспоминали коллеги доктора, даже в тёмной комнате, только путём ощупывания папул на лице больного, он мог отличить корь от оспы. Одним из первых Нил Фёдорович стал широко применять противодифтерийную сыворотку.
Но главное — доктор Филатов не только лечил, но и искренне любил детей. В своей научной работе «Семиотика и диагностика детских болезней» Филатов настаивал: приступая к осмотру ребенка, врач должен прежде всего думать о том, чтобы не напугать маленького пациента. Филатов был уверен — если ребёнок спокоен, если он чувствует заботу, то и выздоровление пойдёт быстрее. Нил Фёдорович относился к больным детям как к родным. Посещая бедные семьи, он часто приносил с собой не только лекарства, но и продукты, и даже игрушки. Однажды коллеги заметили доктора на Смоленском рынке: Нил Фёдорович покупал там курицу. Как оказалось, не для себя, а для одного из своих пациентов: мальчику для выздоровления требовалось хорошее питание, но денег в семье не хватало. Свою помощь доктор воспринимал как нечто само собой разумеющееся и никогда её не афишировал. И всё же о добром сердце детского доктора знал весь город: «Друг детей» — так называли Филатова москвичи.
Он и сам порой бывал похож на большого ребёнка. Например, мог допоздна засидеться в больнице, играя с пациентом-подростком в шахматы, или разбить нос, катаясь по больничному двору на велосипеде сына. Всё это делало доктора ещё ближе к своим пациентам. И больные, и коллеги отмечали главную черту характера Нила Фёдоровича Филатова — человечность. Как заметил один из его учеников, поистине надо было обладать столь же чистой, как у младенца, душой, чтобы понимать детей так, как понимал их Нил Фёдорович.
Медицине и людям Филатов служил в буквальном смысле до последнего вздоха. Он скончался в 1902 году. На похоронах доктора кто-то из его коллег выступил с речью. В ней были такие слова: «Есть люди, над которыми бессильна смерть».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.