«Он футболист, он теннисист и даже МХАТовский артист», - говорили про Николая Озерова. Ему повезло в жизни: при невероятной занятости не пришлось выбирать между творчеством и семьёй. Этот выбор взяла на себя жена Озерова – Маргарита Азаровская.
Николай вырос в интеллигентной семье. Его прадед был композитором – сочинял духовную музыку, дед – священником, а отец певцом, солистом Большого театра. Мама-актриса отказалась от карьеры, когда у неё родились дети. Первые воспоминания Коли были связаны с домом. Отец приходил после спектаклей, его встречала ласковая мама. Семья собиралась за чаем, вёлся неспешный разговор. Это была настоящее родовое гнездо, в котором все любили друг друга.
Сам Озеров женился поздно. В 47 лет. А познакомился он со своей избранницей за 16 лет до этого. Маргарита училась в Педагогическом ВУЗе. Николай, который тогда уже был не только прославленным теннисистом, но и артистом МХАТа, приехал в институт со спектаклем. Озеров обратил внимание на красивую девушку в зале и сумел её разыскать. Они подружились. О семейной жизни Николай тогда и не думал. Он пропадал на тренировках, часто уезжал на соревнования, играл в театре. Ему просто некогда было жениться. А Маргарита любила его и ждала. Долгих 16 лет. Предложение Николай сделал неожиданно. Он подвозил Маргариту в издательство, где она работала. Притормозив у цветочного магазина, попросил её купить цветов. Маргарита вернулась с букетом роз. Отдала его Николаю. У издательства Озеров вышел из машины, вручил букет подруге и спросил, согласна ли она стать его женой.
Через год у Озеровых родились близнецы: сын и дочка. Немолодой уже отец был так счастлив, что влетел в редакцию спортивных программ, где работал комментатором с криком: «Микст! Микст!». В теннисе так называется парная игра с участием мужчин и женщин. Озеров назвал микстом рождение сына и дочери. Дети были ещё грудными, а отец уже выписал на них членские билеты спортивного общества «Спартак». И вклеил туда фотографии в пелёнках. Близнецы с четырёх лет занимались теннисом. Когда они проигрывали отец плакал вместе с ними. Озеровы крестили своих малышей. О своей вере в Бога Николай Николаевич никогда не говорил, но когда на машине проезжал мимо церкви, обязательно выключал радио. В такие моменты в автомобили замолкали все пассажиры.
С появлением детей Маргарита оставила службу. Ей хватало работы дома. Приходилось быть секретарём мужа. В квартире не утихал телефон. Об Озерове ходила слава, как о добрейшем человеке Москвы. Ему звонили знакомые и незнакомые люди. С какими только просьбами они не обращались. Получить квартиру или машину. Поставить телефон. Николай Николаевич никому не отказывал. Ходил по кабинетам и хлопотал без конца.
У Озеровых была дача в посёлке Загорянка под Москвой. Семья обожала там отдыхать. Маргарита пекла любимые пирожки мужа, собирались гости. Это были дивные вечера. Кстати сказать, жили Озеровы достаточно скромно. Приехавший однажды на дачу известный певец даже воскликнул: «Ой, я не знал, что вы так бедно живёте!». Супруги в ответ только рассмеялись.
Озеров часто уезжал из дома. И всюду возил с собой иконку, подаренную мамой. Работа забрасывала его в разные уголки мира. Жена иногда выговаривала ему за то, что в самолётах он проводит больше времени, чем дома. А муж продолжал ездить и привозил Маргарите Петровне косынки с названием города, в котором побывал или французские духи, которые она берегла.
К концу 80-х годов Озеров тяжело заболел. С телевидения его уволили. Николай Николаевич переживал страшно и молча. Но у него была семья, она требовала заботы. Озеров, сидя в инвалидном кресле, организовывал детские турниры и соревнования для инвалидов, проводил спортивные фестивали в Чернобыльской зоне. Маргарита Петровна всегда была рядом. А здоровье мужа становилось всё хуже. По ночам его мучили боли. Она не спала, старалась обтираниями хоть немного облегчить его страдания. Когда боли стали нестерпимыми, Озерова увезли в больницу. На следующий день его не стало. Этот день Маргарита Петровна провела как в тумане.
Дом Озеровых опустел. С уходом Николая Николаевича ушёл праздник, который он так любил дарить людям. Но у родных и у миллионов телезрителей осталась бесконечная любовь. Спустя много лет после смерти отца, дочь Озерова - Надежда сказала: «У Бога все живы, и я знаю точно, что мы встретимся».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.