«Он футболист, он теннисист и даже МХАТовский артист», - говорили про Николая Озерова. Ему повезло в жизни: при невероятной занятости не пришлось выбирать между творчеством и семьёй. Этот выбор взяла на себя жена Озерова – Маргарита Азаровская.
Николай вырос в интеллигентной семье. Его прадед был композитором – сочинял духовную музыку, дед – священником, а отец певцом, солистом Большого театра. Мама-актриса отказалась от карьеры, когда у неё родились дети. Первые воспоминания Коли были связаны с домом. Отец приходил после спектаклей, его встречала ласковая мама. Семья собиралась за чаем, вёлся неспешный разговор. Это была настоящее родовое гнездо, в котором все любили друг друга.
Сам Озеров женился поздно. В 47 лет. А познакомился он со своей избранницей за 16 лет до этого. Маргарита училась в Педагогическом ВУЗе. Николай, который тогда уже был не только прославленным теннисистом, но и артистом МХАТа, приехал в институт со спектаклем. Озеров обратил внимание на красивую девушку в зале и сумел её разыскать. Они подружились. О семейной жизни Николай тогда и не думал. Он пропадал на тренировках, часто уезжал на соревнования, играл в театре. Ему просто некогда было жениться. А Маргарита любила его и ждала. Долгих 16 лет. Предложение Николай сделал неожиданно. Он подвозил Маргариту в издательство, где она работала. Притормозив у цветочного магазина, попросил её купить цветов. Маргарита вернулась с букетом роз. Отдала его Николаю. У издательства Озеров вышел из машины, вручил букет подруге и спросил, согласна ли она стать его женой.
Через год у Озеровых родились близнецы: сын и дочка. Немолодой уже отец был так счастлив, что влетел в редакцию спортивных программ, где работал комментатором с криком: «Микст! Микст!». В теннисе так называется парная игра с участием мужчин и женщин. Озеров назвал микстом рождение сына и дочери. Дети были ещё грудными, а отец уже выписал на них членские билеты спортивного общества «Спартак». И вклеил туда фотографии в пелёнках. Близнецы с четырёх лет занимались теннисом. Когда они проигрывали отец плакал вместе с ними. Озеровы крестили своих малышей. О своей вере в Бога Николай Николаевич никогда не говорил, но когда на машине проезжал мимо церкви, обязательно выключал радио. В такие моменты в автомобили замолкали все пассажиры.
С появлением детей Маргарита оставила службу. Ей хватало работы дома. Приходилось быть секретарём мужа. В квартире не утихал телефон. Об Озерове ходила слава, как о добрейшем человеке Москвы. Ему звонили знакомые и незнакомые люди. С какими только просьбами они не обращались. Получить квартиру или машину. Поставить телефон. Николай Николаевич никому не отказывал. Ходил по кабинетам и хлопотал без конца.
У Озеровых была дача в посёлке Загорянка под Москвой. Семья обожала там отдыхать. Маргарита пекла любимые пирожки мужа, собирались гости. Это были дивные вечера. Кстати сказать, жили Озеровы достаточно скромно. Приехавший однажды на дачу известный певец даже воскликнул: «Ой, я не знал, что вы так бедно живёте!». Супруги в ответ только рассмеялись.
Озеров часто уезжал из дома. И всюду возил с собой иконку, подаренную мамой. Работа забрасывала его в разные уголки мира. Жена иногда выговаривала ему за то, что в самолётах он проводит больше времени, чем дома. А муж продолжал ездить и привозил Маргарите Петровне косынки с названием города, в котором побывал или французские духи, которые она берегла.
К концу 80-х годов Озеров тяжело заболел. С телевидения его уволили. Николай Николаевич переживал страшно и молча. Но у него была семья, она требовала заботы. Озеров, сидя в инвалидном кресле, организовывал детские турниры и соревнования для инвалидов, проводил спортивные фестивали в Чернобыльской зоне. Маргарита Петровна всегда была рядом. А здоровье мужа становилось всё хуже. По ночам его мучили боли. Она не спала, старалась обтираниями хоть немного облегчить его страдания. Когда боли стали нестерпимыми, Озерова увезли в больницу. На следующий день его не стало. Этот день Маргарита Петровна провела как в тумане.
Дом Озеровых опустел. С уходом Николая Николаевича ушёл праздник, который он так любил дарить людям. Но у родных и у миллионов телезрителей осталась бесконечная любовь. Спустя много лет после смерти отца, дочь Озерова - Надежда сказала: «У Бога все живы, и я знаю точно, что мы встретимся».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема