На картине «Совесть» Николай Ге запечатлел то, что происходило с Иудой после его предательского поцелуя. Своей работой художник призывает нас жить в согласии с Богом, ведь совесть — это Его голос, предостерегающий нас от ошибок.

— Вы нас учили в школе, Маргарита Константиновна, что в каждой картине нужно пытаться найти сокровенный замысел художника, постичь его идею. Но есть произведения, которых я решительно не понимаю. Вот, например, работа Николая Ге «Совесть». Когда я вижу её здесь, в Третьяковской галерее, то всякий раз пожимаю плечами в недоумении. Тёмная ночь, пустынная дорога, луна. И какой-то человек, замотанный в светлое покрывало, стоит спиной. При чём здесь совесть?
— А ты обрати внимание, Наташенька, что полотно написано в 1891 году. В то время Николай Ге работал над своим «Страстным циклом».
— То есть, картина посвящена одному из евангельских сюжетов?
— Ну конечно! Это иллюстрация момента, когда Иуда выдал Спасителя солдатам, которых подослали фарисеи. Помнишь, как он сказал стражникам: «Кого поцелую, тот и есть Иисус, которого вы ищите!»? Николай Ге запечатлел то, что происходило сразу после предательского поцелуя. Ссутулившийся человек, стоящий спиной к зрителю — это и есть Иуда.
— А где же Христос?
— А вот, приглядись — в отдалении едва различимые люди с факелами уводят арестованного Спасителя. За этой группой, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат некоторые апостолы. Иуда тоже идет им вслед, но все медленней и медленней.
— Потому что ему стыдно после предательства?
— По мнению Николая Ге, Иуда испытывает двойственные чувства. С одной стороны, он хочет идти вместе с теми, с кем был рядом в последние месяцы, делил стол и кров. Но также понимает, что после поступка, который он совершил, всё уже не будет, как прежде.
— Но почему художник изобразил Иуду со спины? Ведь правильней было бы показать его мучения на лице?
— Согласись, спина предателя показана здесь весьма красноречиво. Фигура с поникшими плечами на пустынной дороге, освещённой лунным светом — воплощение одиночества и тоски. К тому же, Николай Ге считал неважным выражение лица Иуды. Художник говорил, что нет смысла выяснять, каким именно был несчастный человек, принявший тридцать сребреников от убийц Христа.
— Как это — нет смысла?
— А вот так. Николай Ге рисовал Иуду, как первообраз, архетип предательства. И каждый зритель может узнать в нём себя.
— Каждый из нас может узнать себя в Иуде? Но почему, Маргарита Константиновна? Разве все мы — предатели Христа?
— К сожалению, Наташенька, в той или иной степени иногда так бывает. Николай Ге говорил, что мы становимся иудами, когда преступаем заповеди любви к Богу и к людям, не идём решительно вслед за Спасителем.
— Поступаем против своей совести?
— Конечно. Ведь совесть — это голос Бога, предостерегающий нас от ошибок. Но как человек воспримет эти предостережения, зависит только от него самого. Видишь, что случилось с Иудой. Наверняка совесть говорила в нём и до совершения преступления. Но он игнорировал её сигналы, а когда беда случилась, не справился с грузом вины и наложил на себя руки.
— Но ведь всегда можно покаяться!
— Безусловно! Но нужно понимать, что покаяние — это перемена ума, решимость жить по правде, по воле Божией. А если совесть постоянно оскорблять своими поступками, то её угрызения могут привести к унынию, к отчаянию, как это произошло с Иудой.
— Получается, что Николай Ге в своей работе не просто иллюстрирует евангельский фрагмент, но и призывает нас жить в согласии с Богом?
— Именно в этом — главная идея картины «Совесть», которую можно увидеть в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема