На картине «Совесть» Николай Ге запечатлел то, что происходило с Иудой после его предательского поцелуя. Своей работой художник призывает нас жить в согласии с Богом, ведь совесть — это Его голос, предостерегающий нас от ошибок.

— Вы нас учили в школе, Маргарита Константиновна, что в каждой картине нужно пытаться найти сокровенный замысел художника, постичь его идею. Но есть произведения, которых я решительно не понимаю. Вот, например, работа Николая Ге «Совесть». Когда я вижу её здесь, в Третьяковской галерее, то всякий раз пожимаю плечами в недоумении. Тёмная ночь, пустынная дорога, луна. И какой-то человек, замотанный в светлое покрывало, стоит спиной. При чём здесь совесть?
— А ты обрати внимание, Наташенька, что полотно написано в 1891 году. В то время Николай Ге работал над своим «Страстным циклом».
— То есть, картина посвящена одному из евангельских сюжетов?
— Ну конечно! Это иллюстрация момента, когда Иуда выдал Спасителя солдатам, которых подослали фарисеи. Помнишь, как он сказал стражникам: «Кого поцелую, тот и есть Иисус, которого вы ищите!»? Николай Ге запечатлел то, что происходило сразу после предательского поцелуя. Ссутулившийся человек, стоящий спиной к зрителю — это и есть Иуда.
— А где же Христос?
— А вот, приглядись — в отдалении едва различимые люди с факелами уводят арестованного Спасителя. За этой группой, которая вот-вот исчезнет из виду, спешат некоторые апостолы. Иуда тоже идет им вслед, но все медленней и медленней.
— Потому что ему стыдно после предательства?
— По мнению Николая Ге, Иуда испытывает двойственные чувства. С одной стороны, он хочет идти вместе с теми, с кем был рядом в последние месяцы, делил стол и кров. Но также понимает, что после поступка, который он совершил, всё уже не будет, как прежде.
— Но почему художник изобразил Иуду со спины? Ведь правильней было бы показать его мучения на лице?
— Согласись, спина предателя показана здесь весьма красноречиво. Фигура с поникшими плечами на пустынной дороге, освещённой лунным светом — воплощение одиночества и тоски. К тому же, Николай Ге считал неважным выражение лица Иуды. Художник говорил, что нет смысла выяснять, каким именно был несчастный человек, принявший тридцать сребреников от убийц Христа.
— Как это — нет смысла?
— А вот так. Николай Ге рисовал Иуду, как первообраз, архетип предательства. И каждый зритель может узнать в нём себя.
— Каждый из нас может узнать себя в Иуде? Но почему, Маргарита Константиновна? Разве все мы — предатели Христа?
— К сожалению, Наташенька, в той или иной степени иногда так бывает. Николай Ге говорил, что мы становимся иудами, когда преступаем заповеди любви к Богу и к людям, не идём решительно вслед за Спасителем.
— Поступаем против своей совести?
— Конечно. Ведь совесть — это голос Бога, предостерегающий нас от ошибок. Но как человек воспримет эти предостережения, зависит только от него самого. Видишь, что случилось с Иудой. Наверняка совесть говорила в нём и до совершения преступления. Но он игнорировал её сигналы, а когда беда случилась, не справился с грузом вины и наложил на себя руки.
— Но ведь всегда можно покаяться!
— Безусловно! Но нужно понимать, что покаяние — это перемена ума, решимость жить по правде, по воле Божией. А если совесть постоянно оскорблять своими поступками, то её угрызения могут привести к унынию, к отчаянию, как это произошло с Иудой.
— Получается, что Николай Ге в своей работе не просто иллюстрирует евангельский фрагмент, но и призывает нас жить в согласии с Богом?
— Именно в этом — главная идея картины «Совесть», которую можно увидеть в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлтё с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — образы в иконописи». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Разговор шел об истории уникальных фресок Данилова монастыря в Переславле, созданных в 17-м веке под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина, которые были посвящены сюжетам из Откровения Иоанна Богослова, часто называемого «Апокалипсис».
Этой программой мы открываем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Все выпуски программы Светлый вечер