
Пятого мая тысяча восемьсот восемьдесят шестого года в Казани торжественно открывалась Первая сельскохозяйственная выставка. Её павильоны развернулись прямо под открытым небом: кузнецы раздувал мехи и под восторженные возгласы зрителей лихо ударяли тяжёлым молотом по горящей, как жар, подкове. В деревянном загоне важно вышагивали породистые барашки. Здесь можно было выбрать семена и саженцы на любой вкус, попробовать татарский плов и русскую кашу, отведать крепкого чая с молоком или горячего ароматного сбитня.
В толпе народа стоял высокий, элегантный мужчина с пышными седыми усами. Он улыбался и радостно думал: «Получилось!» Это был казанский губернатор Николай Ефимович Андреевский, который и организовал выставку, потратив на неё немало сил и средств, в том числе из собственного кармана.
Андреевский не был богачом, но если речь шла о пользе для ближних, о возможности сделать людей хоть немного счастливее, Николай Ефимович был готов щедро делиться тем, что имел. В детстве его дед — священник и мудрый человек — часто повторял слова Христа из Евангелия от Иоанна: «По тому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою». Своему внуку он наказывал любить людей и всегда делать для них добро.
Пост Казанского губернатора Андреевский принял в весьма непростое время: в губернии свирепствовала холера. Но Николай Ефимович не испугался эпидемии и сразу же принялся за дело. По его указу были расчищены от грязи и мусора городские улицы, проведены дезинфекционные работы. Он выделил большие средства на устройство лазаретов и вознаграждал врачей, медсестёр и сиделок, работавших в них. Во всех храмах города Андреевским были заказаны молебны об избавлении от болезни.
Вскоре эпидемия начала отступать. Но за одной бедой последовала другая — губернию постиг страшный неурожай. И здесь Николай Ефимович не растерялся. Наладив поставки зерна из других областей, он распорядился оказывать безвозмездную помощь пострадавшим и голодающим. Одним словом, с первых же дней губернатор проявил себя как чуткий, неравнодушный к проблемам и нуждам простых людей человек.
Когда ситуация более-менее нормализовалась, Андреевский не прекратил заботиться о жителях губернии. В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году Николай Ефимович с привлечением собственных средств открыл в Казани богадельню с домовой церковью для неимущих вдов и сирот духовного звания. А спустя ещё два года, в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом — училище для слепых детей и бесплатную столовую для неимущих. Губернатор активно участвовал в деятельности Попечительства о бедных и больных детях и возглавлял городское Общество призрения глухонемых.
На средства Андреевского в Казани была открыта первая церковно-приходская школа и устроен общественный сад. Щедрыми пожертвованиями поддерживал губернатор и Казанский Богоявленский собор.
Народ так полюбил Андреевского, что, провожая его в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на новое назначение в Пермь, люди плакали. Нелегко было покидать ставшую родной Казань и Николаю Ефимовичу. Но грустить было некогда — на новом месте он сразу же приступил к активной работе. Именно благодаря ему казавшийся непроходимым, Пермский край буквально за несколько лет оброс целой сетью железных дорог.
До сих пор добрым словом вспоминают Николая Ефимовича в Костроме и Харькове, где ему тоже довелось служить губернатором. А в Казани многие жители и сегодня покажут, где когда-то находился знаменитый Андреевский сад, несмотря на то, что на его месте давно выросли современные офисы.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер