Пятого мая тысяча восемьсот восемьдесят шестого года в Казани торжественно открывалась Первая сельскохозяйственная выставка. Её павильоны развернулись прямо под открытым небом: кузнецы раздувал мехи и под восторженные возгласы зрителей лихо ударяли тяжёлым молотом по горящей, как жар, подкове. В деревянном загоне важно вышагивали породистые барашки. Здесь можно было выбрать семена и саженцы на любой вкус, попробовать татарский плов и русскую кашу, отведать крепкого чая с молоком или горячего ароматного сбитня.
В толпе народа стоял высокий, элегантный мужчина с пышными седыми усами. Он улыбался и радостно думал: «Получилось!» Это был казанский губернатор Николай Ефимович Андреевский, который и организовал выставку, потратив на неё немало сил и средств, в том числе из собственного кармана.
Андреевский не был богачом, но если речь шла о пользе для ближних, о возможности сделать людей хоть немного счастливее, Николай Ефимович был готов щедро делиться тем, что имел. В детстве его дед — священник и мудрый человек — часто повторял слова Христа из Евангелия от Иоанна: «По тому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою». Своему внуку он наказывал любить людей и всегда делать для них добро.
Пост Казанского губернатора Андреевский принял в весьма непростое время: в губернии свирепствовала холера. Но Николай Ефимович не испугался эпидемии и сразу же принялся за дело. По его указу были расчищены от грязи и мусора городские улицы, проведены дезинфекционные работы. Он выделил большие средства на устройство лазаретов и вознаграждал врачей, медсестёр и сиделок, работавших в них. Во всех храмах города Андреевским были заказаны молебны об избавлении от болезни.
Вскоре эпидемия начала отступать. Но за одной бедой последовала другая — губернию постиг страшный неурожай. И здесь Николай Ефимович не растерялся. Наладив поставки зерна из других областей, он распорядился оказывать безвозмездную помощь пострадавшим и голодающим. Одним словом, с первых же дней губернатор проявил себя как чуткий, неравнодушный к проблемам и нуждам простых людей человек.
Когда ситуация более-менее нормализовалась, Андреевский не прекратил заботиться о жителях губернии. В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году Николай Ефимович с привлечением собственных средств открыл в Казани богадельню с домовой церковью для неимущих вдов и сирот духовного звания. А спустя ещё два года, в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом — училище для слепых детей и бесплатную столовую для неимущих. Губернатор активно участвовал в деятельности Попечительства о бедных и больных детях и возглавлял городское Общество призрения глухонемых.
На средства Андреевского в Казани была открыта первая церковно-приходская школа и устроен общественный сад. Щедрыми пожертвованиями поддерживал губернатор и Казанский Богоявленский собор.
Народ так полюбил Андреевского, что, провожая его в тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на новое назначение в Пермь, люди плакали. Нелегко было покидать ставшую родной Казань и Николаю Ефимовичу. Но грустить было некогда — на новом месте он сразу же приступил к активной работе. Именно благодаря ему казавшийся непроходимым, Пермский край буквально за несколько лет оброс целой сетью железных дорог.
До сих пор добрым словом вспоминают Николая Ефимовича в Костроме и Харькове, где ему тоже довелось служить губернатором. А в Казани многие жители и сегодня покажут, где когда-то находился знаменитый Андреевский сад, несмотря на то, что на его месте давно выросли современные офисы.
Все выпуски программы Имена милосердия
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых