
Светлана Бакулина
Друзья удивляются, когда видят заставку на моем телефоне. Спрашивают:
— Это что, фото монаха?
— Да — отвечаю я — иеромонаха Василия Рослякова.
— А почему такой выбор? Обычно на заставку ставят фотографии близких, родственников, ну или свои.
— А он для меня близкий человек — говорю я. Но это — целая история.
Несколько лет назад мне стала часто попадаться на глаза книга ярко-красного цвета, на обложке три монаха. Сначала я увидела её в храме в руках у одной женщины. Второй раз эту же книгу заметила в столовой. Моя знакомая ее читала.
«Пасха Красная». «Надо прочитать» — подумала я.
В один из вечеров я надела наушники и включила аудио-версию «Пасхи Красной».
Ночью меня разбудил страшный громкий мужской голос, который я услышала сквозь сон: «Братиков убили! Братиков убили!». Я вскочила с постели. На часах было 5 утра. Не похоже на будильник! Это на телефоне играла аудиокнига, которую я не выключила перед сном. Диктор с выражением читал главу, где описывается момент убийства оптинских монахов 18 апреля 1993 года.
Спать перехотелось совсем. Было ощущение, будто бы сейчас произошло какое-то очень важное событие, которое я не успела понять и осмыслить. Так и просидела до самого рассвета, слушая эту историю.
Утром поехала по делам. А в голове все прокручивала события из книги. Я ехала в метро, а душой была в Оптине. Трое наших современников. Жили обычной мирской жизнью, как мы. Ушли в монастырь, совершали духовные подвиги. И вот, они — новомучеенники. Удивительно! А отец Василий Росляков — так похож на моего папу. Отец тоже был спортсменом, тоже выдержанный, глубоко верующий. Как бы мне хотелось, чтобы отец Василий был моим духовным отцом. Но он теперь на небе. А разве там можно стать духовным отцом для кого-то из живущих на земле, если тут не успели познакомиться?
Объявили мою станцию. Новокузнецкая. Уже опаздывала на встречу с подругой, посмотрела на телефон: 10:15. На экране высветилось сообщение из ленты новостей: «Сегодня на 101-м году жизни почила монахиня Василисса (Рослякова) — мама убиенного о. Василия (Рослякова).
«Вот это — да!» — я вздрогнула. Это не совпадение.
Когда поднималась по эскалатору, телефон опять завибрировал. Совершенно из другого источника пришло смс: «Все желающие могут проститься с матушкой Василиссой сегодня в Сретенском храме в Жулебино. Гроб с телом почившей будет находиться там до самой ночи».
Первое, что я сказала подруге при встрече: «Кать, только не сочти странным. Давай доедем до одного места сейчас. Это другой конец Москвы, но мне очень надо. Я понимаю, что дела, но мы успеем туда- обратно».
Уже через 1,5 часа мы были на месте. Храм оказался закрыт и гроба матушки нигде не было. На встречу нам шел охранник:
— Вы не знаете, матушку привезли? — спросила я
— Нет ещё. Через пару часов.
— Ох... Через 2 часа мне уже надо быть в другом месте. Можно я вам оставлю свой телефон на всякий случай? Вы сможете мне сообщить, если пораньше приедут?
— Конечно — пообещал охранник.
Мы с Катей взяли машину в каршеринг, и поехали в центр. Буквально через три перекрёстка мне стала громко сигналить соседняя машина. Мужчина что-то активно показывал мне жестами. Затем открыл окно и буквально крикнул: «Девушка! Посмотрите на ваше колесо!»
Я остановилась, вышла из машины и увидела ужасную картину. Мы ехали практически на одном железном диске, а слетевшая с колеса шина болталась сбоку. Взяла телефон, чтобы позвонить в службу поддержки Каршеринга. А на экране смс с незнакомого номера: «Привезли. Возвращайтесь».
Я расплакалась. «Да, не переживай ты так из-за штрафов и поломки. Всё решится» — успокаивала меня Катя.
«Да, нет, Кать... я не поэтому. Что-то меня пробрало до мурашек. Не бывает таких совпадений. Наверное, зря мы уехали, возвращаться надо. Матушку привезли».
Мы вошли в храм одни из первых. Народу было мало. Я привыкла, что на прощании все в чёрном. Плачут. Нет. Здесь было светло. Читали псалтирь. И мне тоже дали читать в череду. Как-то по-семейному. Вроде, прощание, а для меня оно стало знакомством с мамой отца Василия, с их семьей.
Месяц спустя я впервые побывала в Оптиной Пустыне. Уже на могиле самого отца Василия. Там в часовне я говорила с ним как с живым и близким мне человеком. Для себя сделала вывод, что таким стечением «случайных событий» отец Василий ответил на моё горячее искреннее желание познакомиться с ним. А Господь помог мне найти своего духовного отца, молитвенника на небе.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер