— Вы плачете? Могу я вам чем-нибудь помочь?
— Спасибо вам за сочувствие. За сына переживаю — у него неприятности в бизнесе. Всё готова сделать, чтобы защитить его от бед, да только не в моей это власти. Решила вот от тревоги в музее отвлечься.
— Да, материнская любовь она такая — жертвенная. В заботе о детях мать себя не жалеет. Совсем как пеликан на этой картине.
— Какое необычное и таинственное полотно! Я, признаться, не очень понимаю, что делает изображённая на нём птица? Изогнула шею, упёрлась клювом себе в грудь...
— Чтобы понять, нужно вспомнить древнюю восточную легенду о пеликане. Я знаю несколько её версий. Самая распространённая повествует: во время голода птица разорвала себе клювом грудь и накормила птенцов собственной плотью.
— Смотрите — вот и птенцы, тянутся клювиками к матери. А причём здесь чёрная змея, что обвивает гнездо?
— Во второй версии легенды птенцы умерли от укуса ядовитого пресмыкающегося, и мать оживила их своей кровью.
— Так или иначе, она спасла детей... Но на картине есть ещё множество предметов, как будто не имеющих отношения к легенде. Как они связаны между собой?
— Пеликан у первых христиан символизировал Иисуса Христа, который пожертвовал собой ради спасения человечества от греха и смерти. И всё, что мы видим на картине, имеет отношение к Его Крестному подвигу.
— Ах, вот почему в центре изображен крест!
— Распятие Спасителя — смысловой центр не только этой картины, но и всей вселенной. Его значимость художник подчеркнул светящимся золотистым оттенком, выделяющимся на фоне приглушённых тонов.
— А что это за белые полукруглые арки внизу с римскими цифрами от одного до десяти?
— Это не арки, а каменные доски — скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, полученные пророком Моисеем от Бога. Иудеи хранили их в Ковчеге Завета — изготовленном по велению Творца золочёном ларце. Видите, он схематично изображен тут же, слева внизу.
— Крест как будто опирается на этот ларец.
— Свод непреложных законов, запечатлённый на скрижалях, помог иудейскому народу не потерять связь с Создателем, не погрязнуть в сетях языческого мира. Благодаря этому стало возможно появление на свет Девы, которая в своей чистоте смогла вместить Бога и родить Богочеловека, Иисуса Христа. Древний Завет с Создателем положил начало Новому, основанному уже не на законе, а на любви. Потому ветхозаветные святыни и расположены на картине у основания Распятия.
— А что означает красивый бокал над ними?
— Украшенный драгоценными камнями сосуд — это Чаша Причастия. Вы наверняка помните евангельскую историю о том, как накануне своей казни Иисус ужинал с учениками. Он подал им хлеб и вино со словами: «Это Тело моё и Кровь моя, за вас и ещё за многих проливаемая во оставление грехов». Христиане верят, что Тайная вечеря продолжается на каждой литургии — богослужении, где верующие приобщаются Христу, вкушая Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
— Как хорошо, что вы мне объяснили смысл Причастия! Я не понимала, зачем оно нужно. А теперь мне ясно — это возможность соединиться с Богом, укрыться в Его любви, найти в Нём опору. Мы как птенцы, которых Христос оживляет своей Кровью.
— Об этом и хотел поведать художник. В образах и символах он делится с нами любовью к Богу и приглашает разделить животворящую Трапезу, которая длится вне времени и не имеет конца.
«Картину неизвестного художника второй половины восемнадцатого века „Пеликан, кормящий своих птенцов“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема