Время от времени приходится слышать вопросы людей, испуганных тем, что некие враги наслали на них порчу. Люди считают, что их проблемы со здоровьем, работой и личной жизнью связаны именно с этим — и ищут, к каким церковным священнодействиям надо прибегнуть, чтобы отразить это нападение темных сил.
Люди спрашивают про какую-нибудь икону, какой-нибудь молебен, который бы поправил дело. Но так дело не поправишь; у Церкви нет «белой магии», которая бы нейтрализовала «черную». Это не факультет защиты от темных искусств. Церковь предлагает совсем другое. Да, и защиту тоже — но не совсем ту, которую люди ищут.
Духовные силы зла реальны, разного рода маги и колдуны имеют дело именно с ними, но их цель — совсем не в том, чтобы делать Вам мелкие гадости на работе и в личной жизни. Они охотно обеспечили бы Вам спокойную жизнь во всяческом достатке и удовольствиях, если бы могли достигнуть главного — погубить Вашу душу, навсегда отторгнуть ее от Бога.
Результатом греха, противления воле Божией часто являются и вполне земные, посюсторонние беды — но это эффект, который для сил зла является побочным, даже нежелательным. Их цель — не дать Вам встать на пусть спасения, или увести с этого пути, если Вы уже на него уже обратились.
Силы добра — Бог, Его святые и Ангелы, стремятся не к тому, чтобы избавить Вас от мелких гадостей, чинимых бесами, и дать Вам здоровье и достаток. Конечно, жизнь в послушании Божиим заповедям как правило будет более благополучной, мирной и безопасной — но не это главная цель.
Послание, которое возвещает Церковь гораздо больше того о чем мы смели бы подумать. Церковь говорит о том что Бог хочет даровать Вам - именно Вам - жизнь вечную и блаженную. Потому что Вы дороги в его очах и Он возлюбил Вас. Он хочет ввести Вас в Его дом и сделать вас членом Его семьи.
Это послание слишком огромно для нас, привыкших к мелким радостям и мелким огорчениям, и мы часто его не слышим, не понимаем, даже услышав, отходим от него - но оно остается истинным.
Представьте себе юного попрошайку, беспризорника, который выпрашивает мелочь у прохожих. Теперь представьте себе, что царь возлюбил его, пожелал сделать его членом царской семьи и наследником, ввести во дворец. Он зовет беспризорника - а тот не очень хочет слышать про усыновление и дворец. Он хочет получить что-то попроще. Пару монеток. Гамбургер. Банку пива. Избавление от других нищих, которые составляют конкуренцию. Еще что-то в этом роде, что немного улучшит его бродяжью жизнь. Но Царь хочет дать ему не это - он действительно хочет забрать его во дворец. Не улучшить эту жизнь — а дать совсем другую.
Человек часто оказывается в положении этого нищего, который хочет выпросить у Бога какую-нибудь мелочь. Что-то, что сделает его земную жизнь более комфортной - или, хотя бы, менее неприятной. Но Евангелие — о другом.
Мы призваны быть сынами Богу. Это нелегко — жизнь бродяги может быть тяжелой и унылой, но в ней нет дисциплины, послушания, учебы, которая есть в жизни наследного принца. Но Бог предлагает нам именно это — усыновление у Господа Вселенной.
И чтобы принять Его дар, мы должны отдать Ему наше сердце, вверить нашу жизнь — полностью. Не стоит ставить вопрос о том, «как мне побудить Бога решить мои проблемы». Речь идет о другом — как довериться и покориться Богу, как избавиться от глубоко въевшихся привычек бродяги к лжи, своеволию и противлению.
Когда мы решимся покориться Богу, мы увидим наши проблемы совсем по другому — вероятно, часть из них просто отвалится, а какие-то превратятся в те уроки, которые мы должны выучить в школе нашего небесного Отца.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия