
Знаете, что может стать самым сложным в начале духовного пути? По моему опыту, трудность не в том, чтобы встретить Господа — Он Сам идёт тебе навстречу. Не в том, чтобы полностью изменить образ жизни. И даже не в том, чтобы решиться на первую исповедь и признать себя грешницей.
Лично для меня самым сложным оказалось научиться не оглядываться на других. Не зависеть от мнения окружающих. Тех, кто ещё не пришёл к осознанной вере и живёт, как и я прежде. То есть оказалось трудным не бояться быть не как все.
Хорошо помню, как некоторые почти не скрывая крутили пальцем у виска. Другие, особенно любящие меня, искренне пытались убедить в том, что пост — вреден для здоровья, а, простите, блуд полезен, значит, и вне брака это не грех. Про разговоры о Боге «в душе» вообще молчу...
Многие просто не понимали, а некоторые категорически не принимали моих, с их точки зрения, «причуд».
— Лен, ну зачем это? По выходным надо отсыпаться после ночных монтажей, как все нормальные люди, а не отправляться в храм ни свет ни заря.
— Что это ты совсем не носишь свои любимые джинсы? Ведь юбки — это так неудобно!
— И волосы-то, волосы зачем отращиваешь?
Но, знаете, не так уж и много времени прошло, и я стала чувствовать, как растёт уважение к выбранному мной жизненному пути. Может быть, потому, что я сама перестала оглядываться и думать: «а что обо мне скажут»?
Всё чаще ко мне начали подходить с вопросами о вере и Церкви. Среди коллег-телевизионщиков у меня появились крестники...
В большой редакторской комнате сидели сотрудники сразу двух программ, которые выпускала наша телекомпания. Тихо, чтобы никому не мешать и не вводить в искушение церковной тематикой разговора, мы с одной из девушек решали последние организационные вопросы перед её крещением. И вдруг сидевшая за соседним столом, и, казалось, вся погружённая в написание текста журналистка резко повернулась к нам:
— И я хочу креститься!
Тут же на её громко сказанную фразу отреагировал ещё один наш сотрудник:
— И я!
В общем, после работы я объясняла Символ веры уже трём людям. А через несколько дней вместе с ними пришла в Елоховский собор, который находился недалеко от нашего офиса. Там замечательный баптистерий — купель для крещения взрослых.
Потом Господь так устраивал, что мы то сюжет православный, а то и целую передачу о вере снимали. И мой, хоть ещё и небольшой, опыт в церковной жизни очень пригодился.
Так что, наверное, главное в начале духовного пути — не думать, что ты не как все. Уж во всяком случае не лучше.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений