
Знаете, что может стать самым сложным в начале духовного пути? По моему опыту, трудность не в том, чтобы встретить Господа — Он Сам идёт тебе навстречу. Не в том, чтобы полностью изменить образ жизни. И даже не в том, чтобы решиться на первую исповедь и признать себя грешницей.
Лично для меня самым сложным оказалось научиться не оглядываться на других. Не зависеть от мнения окружающих. Тех, кто ещё не пришёл к осознанной вере и живёт, как и я прежде. То есть оказалось трудным не бояться быть не как все.
Хорошо помню, как некоторые почти не скрывая крутили пальцем у виска. Другие, особенно любящие меня, искренне пытались убедить в том, что пост — вреден для здоровья, а, простите, блуд полезен, значит, и вне брака это не грех. Про разговоры о Боге «в душе» вообще молчу...
Многие просто не понимали, а некоторые категорически не принимали моих, с их точки зрения, «причуд».
— Лен, ну зачем это? По выходным надо отсыпаться после ночных монтажей, как все нормальные люди, а не отправляться в храм ни свет ни заря.
— Что это ты совсем не носишь свои любимые джинсы? Ведь юбки — это так неудобно!
— И волосы-то, волосы зачем отращиваешь?
Но, знаете, не так уж и много времени прошло, и я стала чувствовать, как растёт уважение к выбранному мной жизненному пути. Может быть, потому, что я сама перестала оглядываться и думать: «а что обо мне скажут»?
Всё чаще ко мне начали подходить с вопросами о вере и Церкви. Среди коллег-телевизионщиков у меня появились крестники...
В большой редакторской комнате сидели сотрудники сразу двух программ, которые выпускала наша телекомпания. Тихо, чтобы никому не мешать и не вводить в искушение церковной тематикой разговора, мы с одной из девушек решали последние организационные вопросы перед её крещением. И вдруг сидевшая за соседним столом, и, казалось, вся погружённая в написание текста журналистка резко повернулась к нам:
— И я хочу креститься!
Тут же на её громко сказанную фразу отреагировал ещё один наш сотрудник:
— И я!
В общем, после работы я объясняла Символ веры уже трём людям. А через несколько дней вместе с ними пришла в Елоховский собор, который находился недалеко от нашего офиса. Там замечательный баптистерий — купель для крещения взрослых.
Потом Господь так устраивал, что мы то сюжет православный, а то и целую передачу о вере снимали. И мой, хоть ещё и небольшой, опыт в церковной жизни очень пригодился.
Так что, наверное, главное в начале духовного пути — не думать, что ты не как все. Уж во всяком случае не лучше.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер