
Фото: David Köhler/Unsplash
Главным Таинством Православной Церкви является Евхаристия или Святое Причастие. Православные христиане верят, что во время Евхаристии под видом хлеба и вина они вкушают Святые Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Издревле считается, что Евхаристия должна совершаться на точно таких же хлебе и вине, какие избрал для первого в истории Причастия Сам Христос.
Если говорить именно о вине, то с давних времен христиане были убеждены, что на Тайной вечери апостолы причащались освященного красного вина. Со временем Церковь оформила более конкретные требования к евхаристическому вину. Главные из них — вино должно быть изготовлено из чистого виноградного сока, без каких-либо примесей. Оно должно быть красно-рубинового оттенка. И, конечно же, это вино должно быть самого высокого качества.
В странах Средиземноморья, например в Греции, соблюдать указанные требования труда не составляло. Этот регион мира до сих славится традициями винопроизводства, а потому для прочих, более северных христианских стран, он стал, как говорят сегодня, экспортером, в том числе, евхаристического вина. Первоначально в Россию вино для Евхаристии привозилось заезжими греческими монахами. В силу того, что подобные поставки были, мягко говоря, нерегулярными в 16 веке было решено закупать церковное вино в Италии. В конце 17-начале 18 века поставщика опять сменили. Им теперь стала французская провинция Каор — или Кагор, как ее тогда называли в России. Впоследствии вино для Евхаристии стало поступать к нам из Закавказья и Крыма. Но именно французы сыграли ключевую роль в формировании отечественного представления о церковном вине.
В 18 веке французы прекрасно понимали, что сухие вина, которые они у себя производили, доставить в Россию в нескисшем состоянии будет не так-то просто, а потому стали консервировать вина, добавляя туда сахар. Благодаря указанному французскому нововведению в Русской Церкви появился «кагор» — церковная категория красного вина, названная в честь упомянутой уже провинции Каор.
В Греции также есть свой собственный церковный вид красного вина. Называется он — «нама». Перевести это слово из-за его древности сегодня не представляется возможным. Несмотря на долгую историю своего существования, марка вина «нама» производится сегодня в Греции очень небольшим количеством фирм — всего лишь тремя-четырьмя. Даже Афонские монастыри, славящиеся винопроизводством, не дерзают делать наму, а заказывают ее, например, на острове Санторини. Дело в том, что там произрастают особые сорта винограда, а также с предельной тщательностью соблюдается технология приготовления намы. Ее, этой технологии, ключевым моментом является то, что собранный виноград перед его выжимкой вялят на солнце. От этого он становится особенно сладким. Отличительной особенностью намы является именно сладость и насыщенность вкуса. Это вино очень густое и обладает неописуемым ароматом.
Несмотря на всю прелесть вкуса, в Греции вы никогда не увидите бутылку намы, стоящую на столе во время обычной трапезы. Греки убеждены, что это церковное вино и потому должно использоваться только в церковных нуждах. Тем не менее, наму можно приобрести в обычном магазине или супермаркете. За ней туда приходят, например, греческие священники. Поэтому, если хотите попробовать вкус намы вне храма, можете ее в магазине купить. Вот только не пейте наму в присутствии греков. Они могут этого просто не понять.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Неожиданный приход к вере»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере и стал христианином после какого-либо чуда или удивительного события в жизни в уже сознательном возрасте, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Наталия Лангаммер, Алла Митрофанова и наш гость — настоятель храма святителя Иова, патриарха Московского и Всея Руси священник Александр Нарушев.
Все выпуски программы Светлые истории
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение