
«На до мною солнце не садится», студия Сахафильм, режиссёр Любовь Борисова
— Сынок... У меня к тебе есть одна маленькая просьба. Дело в том, что я раньше жил в этих прекрасных краях. Потом всю долгую жизнь мне пришлось скитаться то там, то сям. Но на старости лет я принял решение вернуться сюда, к могиле жены. Просто я чувствую, что мне пришло время отправиться на тот свет, очень скоро. Вот так. Так что умоляю тебя, выполни мою последнюю просьбу — похорони меня рядом с могилой моей любимой жены, хорошо? Не отказывай старику.
С таким неожиданным предложением обратился к парню по имени Алтан пожилой мужчина, которого он видел впервые в жизни. Они встретились на безлюдном северном острове в Баренцевом море, вдали от цивилизации. Алтан приехал на остров подработать — ухаживать за песцами на ферме своего дяди. А на самом деле — воспользовался случаем и попросту сбежал из дома. И на то были причины. После смерти матери отец отдал Алтана на воспитание бабушке, а сам женился снова. И взял сына назад, только когда Алтан стал совсем уже взрослым, а бабушка скончалась. Обида на отца не давала пареньку покоя даже вдали от цивилизации. А тут ещё этот старик... Неудивительно, что после его странной просьбы Алтан без слов бросился наутёк. Такие события разворачиваются на экране в картине якутского режиссёра Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», фрагмент из которого только что прозвучал. Фильм вышел в прокат в 2019 году и побывал на самых престижных кинематографических фестивалях. В его копилке — приз зрительских симпатий 41-го Московского Международного кинофестиваля, специальная награда Международной федерации кинокритиков на фестивале в германском Котбусе, приз Нуукского фестиваля в Гренландии за лучший полнометражный фильм, и многие другие. Режиссёр Любовь Борисова рассказывала в интервью, как после каждого показа к ней со словами благодарности подходило столько людей, что порой трудно было выбраться из зала. А информационная брошюра одного из фестивалей называла картину «чудом от первого до последнего кадра» и призывала зрителей: «Приходите на якутский фильм „Надо мною солнце не садится“. Получите заряд доброты на год вперёд».
И знаете, с такой характеристикой картины трудно не согласиться. Хотя перед нами очень простая история, она с добротой и искренностью повествует о самом важном. О поиске себя и смысла жизни, о том, в чём заключается истинное счастье. Без сложных метафор, прямо и честно, герои картины «Надо мною солнце не садится» показывают нам, как важно ценить каждое мгновение жизни, любить друг друга, заботиться, прощать.
Однако, вернёмся к сюжету. Байбал — так зовут седобородого островитянина — окажется настойчивым, и снова заглянет к парню на песцовую ферму. Он расскажет ему о своей жизни. О том, что когда-то без вести пропала его дочь. А ему перед смертью так хотелось бы её увидеть... Тогда-то Алтану и придёт в голову потрясающая мысль — вести вместе с Байбалом видеоблог. Снимать ролики, выкладывать в сеть — вдруг его дочь их увидит? Благо, на ферме есть спутниковый интернет. Так начинаются потрясающие приключения двух новых друзей на почти необитаемом острове. Забавные, яркие, добрые. Например, чтобы снять видеорецепт оладий, Алтан с Байбалом лезут на скалы — искать гнёзда чаек. Ведь для оладий нужны яйца, а супермаркетов на острове нет. На камеру старик и юноша то играют в старинную якутскую игру, то бегают наперегонки, то поют под аккомпанемент укулеле трогательную песню. И с каждым днём всё больше и больше привязываются друг к другу. Алтан даёт Байбалу обещание исполнить его просьбу — похоронить старика рядом с женой, когда придёт время. Но совсем не хочет, чтобы его друг умирал! А потому каждый день придумывает всё новые и новые темы для видеороликов, стараясь отвлечь его. Вот только Байбал совсем не боится покидать этот мир. С глубокой мудростью в одном из эпизодов он рассуждает о жизни и смерти:
— Алтан, если бы ты знал, что завтра умрёшь, что бы ты сделал сегодня?
— Помирился бы с отцом...
— Поэтому не надо ждать до самой смерти. Просто живи, как подсказывает сердце. Ведь только тогда проживёшь жизнь счастливо.
Даже мысли о конечности человеческого существования в этом мире преподносятся в картине Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» без страха и горечи, просто и светло, а где-то даже с добрым юмором. И мораль картины столь же проста и понятна, сколь глубока. Единственное, что мы можем забрать с собою, покидая этот мир — любовь наших близких. Единственное, что можем оставить после себя — нашу к ним любовь. И это, поверьте, — очень и очень много.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











