
«Она рисовала сердцем» — такие слова до сих пор можно услышать из уст маститых живописцев и самых обычных людей в адрес Нади Рушевой — юной самобытной художницы. Надю называли феноменом, вундеркиндом, Божьей искрой. Маленькая девочка с большим талантом, действительно, зажглась когда-то подобно яркой вспышке. И вот уже несколько поколений согреваются светом и теплом её необыкновенного творчества. «Если хочешь согреть других, гори сам. Это трудно, но нужно», — говорила Надя.
Надя Рушева родилась в Туве в 1952 году, в семье художника и балерины. Через несколько лет семья перебралась в Москву. Мама девочки вспоминала, что Надя была подвижным и шустрым ребёнком. Заставить её сидеть спокойно можно было только одним способом — дать в руки чистый лист и карандаш. Домашние удивлялись, как легко, играючи, словно обводя лишь ей одной видимые контуры, девочка рисовала. Однажды отец читал Наде вслух «Сказку о царе Салтане». Девочка внимательно слушала и одновременно что-то рисовала в блокнотике. Когда чтение закончилось, Надя протянула блокнот отцу. И тот обомлел: за какой-то час дочь набросала 36 иллюстраций к пушкинскому произведению! Как художник Надин папа сразу понял: это не обычные детские рисунки. Они были живыми и говорящими. В них прослеживалась определённая техника, в чём-то схожая со знаменитой пушкинской графикой. Однако Надя никогда прежде не видела рисунков поэта и не могла просто скопировать его стиль. Это был удивительно.
Шло время, Надя подрастала, и рисование стало занимать её всё больше и больше. Она переносила на бумагу мир своих фантазий, то, что видела вокруг себя, о чём читала в книгах. Плодом таких глубоких впечатлений стал цикл «Пушкиниана». Надя создала его, когда ей было всего 8 лет. Несколько десятков рисунков в стиле пушкинских «рисунков на полях» — иллюстрации к произведениям поэта, сцены из его жизни. Когда эти работы увидел пушкинист Арнольд Гессен, он был потрясён. «Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи?» — воскликнул он. Столь же тонко Надя Рушева смогла проникнуть своими рисунками в художественный мир Лермонтова, Гоголя, Толстого, Шекспира, Булгакова, Экзюпери. Она нарисовала эскизы к несуществующему тогда ещё балету «Анна Каренина». Вдохновившись стремительными линиями этих Надиных рисунков, композитор Родион Щедрин написал такой балет. А балерина Майя Плисецкая станцевала в нём.
Рисунки Нади Рушевой рождались сразу, без черновиков и эскизов. Они появлялись на бумаге буквально в одно мгновение. Художница признавалась: «Я их заранее вижу. Они проступают, как водяные знаки, и мне остаётся их обвести». Каждый, кто соприкасался с творчеством Нади, чувствовал в её рисунках Божий дар. «Девочка обладала поразительным талантом проникновения в область человеческого духа», — писал о Рушевой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Духовные мотивы отчётливо просматривались в работах Нади. Своей любимой картиной она называла «Благовещение» Боттичели. И сама нарисовала Богородицу и ангелов. Этот рисунок хранится в музее Нади Рушевой, в школе, где она училась.
Одноклассники Нади вспоминали, что она всеми силами старалась приобщить их к прекрасному. Она организовывала для ребят экскурсии в музеи, на художественные выставки. После уроков рассказывала им об искусстве. Надя Рушева не думала о славе, хотя при жизни у неё прошло несколько десятков персональных выставок, как в России, так и за рубежом. «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха», — писал академик Лихачёв. Действительно, Наде присылали письма со всех уголков родной страны и из-за её пределов. Люди говорили, что Надя помогает им своим творчеством. Лучшей благодарности для художницы невозможно было и придумать.
Увы, девочке с удивительным талантом было отмерено всего 17 лет. Надя Рушева скончалась от внезапного разрыва аневризмы. «Ведь правда, нельзя жить так, чтобы только для себя», — часто говорила Надя. Свою короткую жизнь она отдала искусству и людям, которые и сегодня, глядя на её рисунки, хотя бы на несколько мгновений становятся счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело