На субботней вечерней службе, приблизительно в её середине, перед чтением Евангелия, в храмах поются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности эти песнопения исполнялись антифонно, — в буквальном переводе с греческого «звуком напротив», то есть поочередно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые вошли в церковный устав как степенные антифоны. Или просто — степенны.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Их так и называют — «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Отличаются они между собой мелодией и текстом и сменяют друг друга от недели к неделе.
Степенна второго гласа, о которой мне хотелось бы рассказать, начинается такими словами: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца...»
Давайте попробуем разобраться, о чём этот степенный антифон, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст первой части песнопения такой: «На небо устремляю очи сердца моего, — к Тебе, Спаситель, — спаси меня Твоим сиянием». По-церковнославянски это звучит так: «На не́бо о́чи пуща́ю моего́ се́рдца,/ к Тебе́, Спа́се,// спаси́ мя Твои́м осия́нием».
Давайте послушаем первый фрагмент:
Текст второй части песнопения такой: «Помилуй нас, всякий час во многом согрешающих пред Тобою, о, Христе мой, и прежде кончины укажи пути покаяния пред Тобою». По-церковнославянски строчка звучит так: «Поми́луй на́с согреша́ющих Тебе́/ мно́го, на вся́кий ча́с,/ о Христе́ мо́й,/ и да́ждь о́браз пре́жде конца́// пока́ятися Тебе́».
Послушаем вторую часть:
Текст третьего фрагмента такой: «Святому Духу подобает царствовать, освящать, приводить в движение творение; ибо Он — Бог, единосущный с Отцом и Словом». По-церковнославянски строчка звучит так: «Свято́му Ду́ху,/ Е́же ца́рствовати подоба́ет,/ освяща́ти, подвиза́ти тва́рь:/ Бо́г бо е́сть, Единосу́щен Отцу́// и Сло́ву».
Давайте послушаем третью часть:
Содержание этого антифона является ответом на текст 122-го псалма царя Давида. Автор песнопения, праведный Феодор Студит, обращается к Богу со смирением и просит указать ему путь покаяния перед Ним «прежде кончины». А ведь, если задуматься, это действительно трудная задача: найти свой путь покаяния. Как хорошо нам видны грехи окружающих людей и насколько трудно просматриваются грехи собственные. Но с Богом всё возможно. И Он обязательно поможет тому, кто искренне обращается к Нему, постепенно, ступень за ступенью, двигаться вверх, в правильном направлении.
Давайте вместе послушаем степенный антифон второго гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Будённовск (обзор)
На реке Кума, в ста семидесяти километрах восточнее Ставрополя, расположился город Будённовск. В честь военачальника Семёна Будённого он был наименован в двадцатом веке, а прежде значился на картах как Святой Крест. Это название хранит память о чуде, которое связано с именем благоверного князя Михаила. Он правил Тверью в четырнадцатом столетии, во время татаро-монгольского ига. Глава Золотой Орды, хан Узбек, разгневавшись на Михаила, вызвал его к себе. Князь явился по требованию, чтобы не навлечь беду на всю Тверскую землю. И был захвачен в плен! В неволе узник горячо молился, осознавая скорую кончину. Его казнили и отправили останки на родину. Когда скорбный обоз остановился на ночлег на территории современного Будённовска, над телом Михаила Тверского воссиял крестообразный огненный столп! Тот самый Святой Крест, что дал название селению. Сегодня многие жители Будённовска выражают желание вернуть городу прежнее имя.
Радио ВЕРА в Будённовске можно слушать на частоте 101,7 FM