
Думаю, что многое у меня в жизни не получалось потому, что свои желания считала единственно верными. Придя в храм, я скоро поняла, что жить можно и нужно только по воле Божией.
Свой церковный путь я начала, к сожалению, уже не очень молодой. Но ещё не переставшей мечтать о семейном счастье. Почти сразу подруга обратила моё внимание в храме на высокого мужчину. Худющий, с длинной бородой, которая внизу разделялась надвое, он производил впечатление древнего анахорета.
— Вдовец, — заговорчески сообщила она. — Живёт с пожилой мамой и сыном-подростком.
Скоро я поняла, что на него имела виды одна прихожанка, которая окружила его «сестринской» заботой. Меня с моей нецерковной внешностью — одна суперкороткая стрижка чего стоила! — она, продвинутая певчая, за соперницу не восприняла. Но, оказалось, зря.
Хотя я и не лезла. Не из-за неё. Была причина поважнее. К моменту, когда мы начали общаться, я уже знала, что этот мужчина хочет быть священником. А для вдовца священство возможно только после принятия монашества. Второй брак исключён. Я не позволяла себе и думать о нём как о женихе. У человека высокая цель. И тут я со своей любовью?
Да, признаюсь, я влюбилась... Внутренний конфликт рос и рос. Причём, видела, что у обоих. И скоро наши совместные паломничества обрели конкретную цель. Понять волю Божию о нас, грешных.
Сначала мы побывали у известного прозорливостью отца Николая Гурьянова на острове Залита. Тот в своей иносказательной манере вроде бы конкретно так ни на что и не благословил. Но нам самим всё стало ясно. На обратном пути в Москву через Питер у нас случился первый робкий поцелуй в Летнем саду, первая бурная ссора и... признание в любви.
Но сомнения всё равно остались. Поэтому было ещё несколько благословений. Сначала с решением сыграть свадьбу мы пришли к моему духовнику. Он мне прямо сказал, чтобы я не радовалась раньше времени. Потому что мой любимый не женится, пока не побывает у архимандрита Наума.
Ох... Трепеща, мы поехали в Лавру к строгому старцу, про которого говорили, что он всех отправляет в монастырь. И — получили нечаемое разрешение на венчание. А потом ещё мой избранник неожиданно улышал слова «Благослови, Господи, раба Твоего на брак!» от любимого нами опытного батюшки, который не знал о наших метаниях.
В общем, всё! Борьба между «хочу» и «нельзя» счастливо завершилась! Можно! 26 лет назад Великий пост прошёл в подготовке к Светлой Пасхе Христовой и к нашему венчанию. На Красную горку мы стали мужем и женой.
Я твёрдо знаю, что самое главное при принятии решений — довериться Господу. Его воле. Он непременно устроит всё лучшим образом и для спасения души, и для нашего земного счастья.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений