«Музыка и вера». Максим Аншуков, Юрий Иванов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыка и вера». Максим Аншуков, Юрий Иванов

Музыка и вера (03.02.2025)
Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в студии были участники группы «Ключевая» Максим Аншуков и Юрий Иванов.

Мы говорили с нашими гостями о том, как на их жизнь повлиял приход к вере, как это отражается на музыкальном творчестве, а также разговор шел о том, как в современных песнях могут присутствовать нравственные и духовные смыслы.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. Добрый вечер, дорогие.

М. Аншуков

— Здравствуйте.

Ю. Иванов

— Здравствуйте.

А. Леонтьева

— Сегодня поговорим о музыке, о вере, послушаем песни. В общем, должно быть интересно и весело. Послушала я программу, которую вы записывали, и хотелось мне к кое-каким вещам вернуться. Но должна сказать, за что я люблю свою работу, что она очень обогащает. Вот, например, после программы я помню, знаете, концерты, вот, в какие-то 90-е, наверное, годы, да, Башлачева, и какие-то квартирники, я даже попала на какой-то квартирник, у меня была подруга прямо влюблена в него. Но меня не зацепило вот это вот движение. А вчера я почитала стихи и мне очень понравилось. Такие неожиданные, очень яркие стихи, и я понимаю, что это было действительно событие в такой музыкальной жизни.

М. Аншуков

— Александр Николаевич?

А. Леонтьева

— Александр Николаевич, да.

М. Аншуков

— Да, это, вне сомнений, поворотное событие в российском роковом движении, скажем так, и, конечно же, в рок-поэзии. Это отдельная такая строка, отдельное направление. Практически он был первый родоначальник слова, точного слова, именно русского слова.

А. Леонтьева

— Именно в роке.

М. Аншуков

— Именно в рок-музыке. И, подчеркну, в русской рок-музыке. Потому что до этого мне все-таки кажется, что рок-н-ролл, он был больше крути-верти, как, собственно говоря, он и переводится. Это больше было в развлечение, больше было в танец, больше было в не подумать и уж тем более не углубиться корнями и в русскую землю, и в культуру, и в веру, где Александр Николаевич, конечно, копнул очень... Достаточно это было, конечно, это был снят целый пласт. То есть после него, я считаю, что эта культура, она развернулась в другую сторону. И от него уже стали отталкиваться очень многие люди, мастодонты, как мы сейчас их называем, пишущие поэты, играющие это под гитару, транслирующие со сцены что-то светлое и доброе.

А. Леонтьева

— Вообще встреча христианства, православия и рок-музыки, это вообще такое для меня, вот когда я начала первые песни слушать православные, у меня тогда у старшего сына была, кстати, своя эта группа, рэп-группа православная, но они такие все в гимназии учились, и там это по-английски, по-русски пели песни. И мне даже разрешили один раз припев написать к песне.

М. Аншуков

— Как интересно.

А. Леонтьева

— Да. Но для меня это было неожиданное все равно такое явление, но оно как-то вот сложилось, рок-музыка и православие. Получилось, что целый пласт людей заинтересовался христианской верой, да. Потому что это же вот есть огромный пласт людей, которые слушают музыку, и рок-музыку, не обязательно Баха.

Ю. Иванов

— Но ведь и рэп, и рок — это форма изложения. Вопрос, что ты несешь своим творчеством, важен текст.

А. Леонтьева

— Да, в вашем творчестве очень важен текст, и это очень здорово. Потому что я вот, например, очень слабое отношение имею к музыке, но я очень люблю тексты хорошие. И вот то, что вы пишете, это уже какие-то жизненные выводы, это уже какая-то вера. И хотелось спросить, с чего начинались вот эти тексты? Всегда вы так глубоко копали?

М. Аншуков

— Нет, конечно, нет, это было не всегда. Но какими-то искрами, скажем так вот, иногда озаряло в нужную сторону. Очень было много мишуры, очень было много как раз таки юношеского такого максимализма. Но это нормально. А вот эти искры, они и в 18 лет. Я там в 18 лет, например, написал песню «Шукшинка», которая посвящена Василию Макаровичу Шукшину, которая сейчас неотъемлемая часть уже нас.

А. Леонтьева

— Это 18 лет вам?

М. Аншуков

— Да, это мне было 18 лет. Вот она была написана достаточно таким юным человеком еще, молодым. А как раз таки то, о чем в ней пелось, я понял позже, и такое тоже бывает.

А. Леонтьева

— Интуитивно все.

М. Аншуков

— Интуитивно, где-то на каких-то впечатлениях. Я тогда, я помню, поступал еще же в свой творческий вуз и читал отрывок из «Калины красной». Ну как я читал, я больше запоминал, больше зубрил. Хотя Анна Ивановна Титова, мой замечательный преподаватель по сценической речи, Царство ей Небесное, она вложила как раз-таки очень много смысла в то, что произносится вообще. И как раз-таки оттуда и пошло, вот через это театральное мое образование: важен посыл, что ты несешь со сцены. Вот тогда «Ключевая», когда зарождалась, это было главенствующим таким столпом — то есть то, что мы несем прежде всего, то есть ради чего это все. Не просто какой-то, простите, свистопляс, а так чтобы это было со смыслом, чтобы это было проникновенно для слушателя, и чтобы была точная подача, что, собственно говоря, зритель и хочет услышать. Вот и поэтому эти переплетения и, может быть, где-то оттуда, в юношестве они зарождались, да. Но вот как, это же все длинный путь, это все такое очень, и он продолжается.

А. Леонтьева

— Ну это путь, да, так скажем.

М. Аншуков

— И продолжается, и он бесконечен, как мне кажется. Потому что как-то идти к Создателю можно, собственно говоря, все и идут всю жизнь.

А. Леонтьева

— Ну да. Это как один герой, когда я задала такой вопрос, как вы пришли к вере, он сказал: я вообще-то в пути.

М. Аншуков

— Да, мы все в пути.

Ю. Иванов

— Юрий, а можно вас тоже самое спросить? Вот как вы присоединились, как вы пришли к таким вот православным музыкальным жанрам?

Ю. Иванов

— Ну если говорить о музыке, то я занимался музыкой в детстве, закончил школу музыкальную по классу баяна. И музыка меня всегда тянула, я осваивал разные музыкальные инструменты, которые были дома. Сюда попала и гитара. Играл в школьной рок-группе там и так далее. В общем, такой классический путь для многих ребят. А с группой «Ключевая» конкретно я познакомился уже, получается...

М. Аншуков

— В 2008 году.

Ю. Иванов

— Восемнадцать лет назад, да. То есть, опять же каким образом это произошло. Гитарист наш, Роман Алексеевич, позвал: давай попробуем. И дал мне название группы. Я в интернете начал искать, что они исполняют. И вот первые песни, которые меня зацепили, зацепили меня, конечно же, словом, в первую очередь. Я понял, что это абсолютно непустое творчество. Потому что идти не хотелось играть с ребятами, которые вот, перерос я, наверное, вот этот юношеский же момент уже, мне тогда было не восемнадцать лет. Но я уверен, что я и в восемнадцать лет бы некоторые песни бы не пел никогда. Поэтому зацепила и музыка, и смысл песен, вот глубина, опять же она уже, «Шукшинка» уже была тогда написана, я тоже ее слышал.

А. Леонтьева

— Прекрасно.

Ю. Иванов

— В той аранжировке давней. И все это каким-то образом наложилось с моим жизненным путем. Потому что, если говорить о вере, то первое, скажем так, вообще меня крестили в 14 лет. То есть я крестился там даже в 14.

А. Леонтьева

— Вас крестили?

Ю. Иванов

— Да, я крестился. Уже в осознанном возрасте, потому что надо было там...

А. Леонтьева

— В 14 лет осознанный возраст? Мамочка дорогая!

М. Аншуков

— Это интересный момент.

Ю. Иванов

— Ну, не в два годика.

М. Аншуков

— Я крестился сам в 21 год.

А. Леонтьева

— Ну, я где-то так примерно тоже.

Ю. Иванов

— Хотя, наверное, в четырнадцать — это я ошибся, попозже было. Нужен был шафер для того, чтобы помогать сестре на венчании. То есть это было такое: ну давайте, а что же. А настоящее движение к вере, оно началось, конечно же, потом и продолжается до сих пор.

А. Леонтьева

— Ну что же, начали разговор, давайте, может быть, послушаем какую-нибудь песню. Только расскажите какую, и немножко, несколько слов о ней.

М. Аншуков

— Я предлагаю послушать первой нашу песню «Журавли», как раз эту песню мы исполняли в Кремле недавно...

А. Леонтьева

— На нашем концерте замечательном.

М. Аншуков

— На юбилее Радио ВЕРА, за что огромное спасибо станции, вообще за приглашение и такой замечательный концерт.

А. Леонтьева

— Такой теплый оказался концерт.

М. Аншуков

— Один из лучших концертов группы «Ключевая» вообще в ее истории. А эта песня «Журавли», она написана сравнительно недавно, написана для альбома «Юдоль». Это наша крайняя работа, сейчас мы работаем над новым альбомом. А вот «Журавли» — это такая полноценная песня альбома «Юдоль», ее одна из центральных песен пластинки, так что вот предлагаю с нее начать.

А. Леонтьева

— Напомню, что с нами и с вами Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. Максим, раз уж мы начали о вашем приходе к вере в 21 год. Я помню, что я тоже как-то в этом возрасте, плюс-минус, 90-е годы, пришла... Не то, что я пришла в церковь, я просто покрестилась для какого-то, защиты какой-то что ли и улучшения вообще личной жизни. Как вы к этому пришли?

М. Аншуков

— А меня что-то неимоверно стало тянуть. Вот необъяснимо. Это было необъяснимо. Спасибо большое Танюше, она, в общем, является моей, ну она не была официально, скажем так, если это можно так употребить, крестной. Но привела меня туда она, в храм.

А. Леонтьева

— Тоже была в храме, да?

М. Аншуков

— Да, Танюша Гавриленко. Спасибо ей большое. И, пользуясь случаем, я передаю поклон и привет. Вот что-то тянуло, она, видимо, почувствовала этот импульс, еще друзья подхватили, тот же Максим Гавриленко — это мой, один из моих таких ближайших соратников, музыкант группы «Ладони», известной и выступающей тоже на юбилейных концертах Радио ВЕРА. В общем, как-то вот одно в другое сложилось, и я пришел. Я помню, это было очень ответственно, и какое-то было, вот я не могу это объяснить, какое-то торжественное у меня было состояние. И, кстати, вот после этого, после крещения, у меня жизнь стала разворачиваться немножко в другую сторону, то есть вот стали отпадать, как у ракеты, ступени ненужные. То есть у меня, я поступил уже в университет, уже стал учиться. Потом я стал писать другие песни, они почему-то стали вот как-то сразу с другим немножко содержанием. И изменились компании, в которых я уже так как-то. Я же из подмосковного Чехова, шелопутная такая была у нас молодость, а тут как-то все так по серьезу. Еще так совпало, что в университете было очень серьезное погружение в процесс, это все-таки такие театральные первые постановки, опыт. И какое-то было в этом такое глубинное, опять повторюсь, погружение. И никогда меня не покидало то, что это связано с этим, то есть с крещением. То есть это был уже как-то осознанный путь, по которому надо идти. С ошибками, конечно, как и любой человек, но путь был определен. Вот это очень важный момент, я считаю. И то, что это было еще принято мной самостоятельное решение, тоже важно. И до сих пор это, в общем, греет. Слава Богу.

А. Леонтьева

— Юрий, а вот вы сказали, что вы в 14 лет или чуть постарше, да, чтобы быть шофером на венчании сестры. Вот вы покрестились. Вы можете сказать, что что-то стало происходить не так? Или вы уже потом шли как бы к вере и какие-то вещи начинали понимать?

Ю. Иванов

— Ну одномоментно я это не почувствовал. Во-первых, еще и потому, что не до конца я осознанно это совершал, да. Естественно, можно не всегда чувствовать это, но что-то мною, я думаю, что-то направляло меня. Во-первых, происходили какие-то события еще в жизни параллельно. Например, у меня на старости лет родители повенчались, то есть я когда студентом был, вот заканчивал институт. Люди, которые пришли к вере. Мой дядя, который закончил МИФИ, был атеистом всю свою сознательную жизнь, на старости лет... Он был физик, да, и он человек от науки. И он никогда вообще вот это, отмахивался. И вот когда ближе уже к финалу его жизни, к сожалению, да, он для себя сам пришел к пониманию, что надо креститься, покрестился и, слава Богу, вот успел...

А. Леонтьева

— И с этим ушел, да.

Ю. Иванов

— С этим уйти, да. Но не сразу вот перед, а несколько лет вот последние, и он пришел к этому как ученый человек еще плюс ко всему.

А. Леонтьева

— Как ученый.

Ю. Иванов

— Да. То есть он какие-то себе, видимо, алгоритмы, доводы придумал и понял, почему это так.

А. Леонтьева

— Ну вот говорят, что настоящие ученые к этому приходят.

Ю. Иванов

— Да. Это удивительно было. Причем он был очень скептичный такой человек, прямо вот сарказм из каждого слова. И он стал мягче, он стал по-другому воспринимать все.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

Ю. Иванов

— Даже вот как раз происходили события в 90-е, вот как раз тогда это было, дядя Дима, такие трудные времена...

А. Леонтьева

— Не мягкое, да, время было.

Ю. Иванов

— И он мог критиковать все вокруг, но он становился мягче, да, в целом. И вот это, скажем так, эта злость, которая могла бы проскальзывать, когда он был помоложе, она уходила. То есть человек помудрел, я считаю, успел вот на жизненном пути дойти до какого-то такого момента.

М. Аншуков

— Замечательно.

А. Леонтьева

— Хорошая история.

М. Аншуков

— Как Петр Николаевич Мамонов-то, помните, говорит: Александр Сергеевич Пушкин верил в Бога, Михаил Васильевич Ломоносов никогда не сомневался, а какая-нибудь Леночка говорит: что-то я сомневаюсь...

А. Леонтьева

— Умел сказать, да? Умел сказать. Ну тоже бурно начинал человек.

М. Аншуков

— О, да.

А. Леонтьева

— А потом сколько точных, да, мы от него, от Пети Мамонова, услышали слов?

М. Аншуков

— Да. Я был на прощании с Петром Николаевичем в Донском монастыре. Это было...

А. Леонтьева

— Впечатляюще?

М. Аншуков

— Событийно и впечатляюще. Царство Небесное.

А. Леонтьева

— Юрий, а вот про вас хотелось все-таки дослушать. Про дядю я поняла.

Ю. Иванов

— А, про меня. Наверное, какими-то вот отправными точками, которые меня вот, скажем так, меняли достаточно сильно за раз, да, за какой-то — бум, что-то изменилось в ощущении, — вот я могу сказать, что с рождением моего сына Гриши произошло чудо, которое я однозначно воспринимаю как чудо и помощь Божию. Он приболел, был новорожденный, у него была очень высокая температура. И я поехал покупать антибиотик, то что посоветовали нам врачи там и так далее. А антибиотик без рецепта не продают. Это было в городе Ейск, и в центре города стоит храм, и к нему ведут несколько дорог и как бы в него упираются. Ну так вот получается, он на перекрестке дорог. И я поехал в одну аптеку — мне говорят: не продадим без рецепта. Я говорю: ну как же так? Вот в Москве... В Москве у вас там можно купить чего угодно! Я еду — упираюсь в храм. Значит, разворачиваюсь и заезжаю во вторую аптеку — там не продают. Я еду, еду — а я без карты, без навигатора, тогда это давно было уже, почти 20 лет назад, — упираюсь снова в храм. И вот когда третий раз и к нему подъехал, я подумал: так, все кто был в машине, сидите, я пошел. И я пошел в храм, к Николаю Чудотворцу, помолился. Ну знаете, когда вот по-настоящему это пробирает, прямо до мурашек.

А. Леонтьева

— Ну да, когда ребенок болеет, то молитва идет хорошо.

Ю. Иванов

— Я вышел после этого, еду — аптека. Захожу — мне продают антибиотик. Тут же. Я еду, даю малышу, у него спадает температура, и все хорошо. Это первая часть. Вторая часть, когда он, его крестила бабушка, а он пришел в храм — это было без меня. Вот пока там разговоры, обсуждения какие-то были, и он пошел и подошел к иконе Николая Чудотворца, святого Николы. Встал и долго на нее смотрел и держался прям там, вот рядышком.

А. Леонтьева

— Узнал.

Ю. Иванов

— Вот только он к этой иконе подошел, как будто что-то почувствовал. Мне, когда рассказали потом, я говорю: а вы знаете, почему он подошел? Вот такой вот...

М. Аншуков

— Удивительно.

Ю. Иванов

— И это удивительная вещь.

А. Леонтьева

— Маленькие, но большие современные чудеса.

Ю. Иванов

— И я вот не так давно, несколько лет назад ездил и в этот храм заходил. И рассказывал, и показывал: вот здесь это было, вот так, сын.

А. Леонтьева

— Потрясающе. Просто история очень пронзительная. Какую следующую песню послушаем, что о ней можно рассказать?

М. Аншуков

— Это будет песня «Пойма». Это песня уже со следующей нашей пластинки, которая сейчас готовится, презентация будет осенью 2025 года. Это первая такая ласточка с этого альбома, она уже опубликована, ее можно послушать везде, на всех площадках. Это такой следующий шаг группы «Ключевая», то есть это следующая история. Альбом мы всегда рассматриваем как книгу определенную, да, это такой момент. И «Пойма» — это вот предтеча нового альбома.

А. Леонтьева

— Хорошее сравнение, кстати. Слушаем.

«Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. У микрофона Анна Леонтьева. Вот я хотела спросить, альбом, вы сказали, «Юдоль». Откуда такое название? Расскажите.

М. Аншуков

— Интересная история. Вот я рассказывал, может быть, уже про это, но повторюсь я люблю эту историю. Поворотным моментом, одним из поворотных моментов, их было несколько в творчестве коллектива, все-таки коллективу в этом году 28 лет...

А. Леонтьева

— Потрясающе просто.

М. Аншуков

— Потрясающе то, что мы действующие. У меня это особенно и всех ребят в группе...

А. Леонтьева

— Еще как действующие.

М. Аншуков

— Еще как, и еще такая в этом все бурлящая атмосфера наша творческая. Вот вчера была репетиция, и прямо она на таком подъеме прошла. Так вот, значит, «Юдоль». Я когда был студентом, имел вход в любой театр, поскольку творческий вуз, мне давали контрамарочку. Я пересмотрел на досуге — а его тогда было много, этого досуга, пересмотрел репертуар многих театров. Особенно всегда нравилось мне в Ленком ходить, потому что попасть невозможно, а с контрамарочкой на приставной стульчик на бельэтаже можно сесть. И вот там я впервые попал на спектакль «Юнона и Авось» с Николаем Петровичем Караченцовым, Царство ему Небесное, который произвел на меня ошеломляющее впечатление.

А. Леонтьева

— Еще бы.

М. Аншуков

— Я больше скажу, я сходил на этот спектакль, через две недели пришел еще раз. Потому что мне нужно было еще раз окунуться в эту атмосферу, в этот излет и вот в это русское все то, что там есть, и в прекрасную музыку Рыбникова, и в прекрасные стихи Вознесенского.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

М. Аншуков

— Постановка Захарова, да еще и группа «Аракс», которая аккомпанирует, на которой мы, в общем-то, все росли отчасти. Так вот, там я зацепился за: «Ты узнаешь земную красоту, Божество и юдоль, я тебе расскажу о России, я тебя посвящаю в любовь» — один из ключевых моментов спектакля. И тогда запало это очень где-то в сердце, заронилось уже зерно. И вот когда в процессе того, как мы группой шли, я считаю, по возрастающей при поднятии своего материала, поднятии своего посыла, понимании того, да, что мы есть на данный момент, «Юдоль», прямо она подошла. Потому что соль земли, суть и горечь отчасти, но светла печаль моя, да. И вот эта «Юдоль» определила всю пластинку, как книга, еще раз повторюсь, очень точно определила название. Ну и есть одноименная песня, мы ее чуть позже послушаем.

А. Леонтьева

— Интересная история, потрясающая. И так захотелось в Ленком вот этот старый, да, к Марку Захарову.

М. Аншуков

— Да, потрясающие были спектакли, конечно. И повезло мне тогда, я еще и «Поминальную молитву» с Евгением Павловичем Леоновым застал, посмотрел. Это тоже спектакль, определивший судьбу.

М. Аншуков

— Слушайте, ну у вас, видите, какая интересная была возможность, какой интересный источник вдохновения, столько посетить спектаклей. Вот хотелось как раз про вдохновение спросить вас обоих. Вот что дает вдохновение для этих песен? Какие книги, не знаю, стихи, фильмы, музыка.

М. Аншуков

— Все что угодно. Вот мы иногда не знаем и зачастую мы не знаем, что послужит вот этим вот импульсом для написания. Гуляем с маленькой дочкой в парке, колясочку катаю, тут у меня — раз, и начинается песня «Уметь прощать», например. Она прямо родилась, я гулял просто с ребенком. До этого мы сходили в магазин, бытовое все. У меня была задача очень нелегкая: значит, Марусенька спит в колясочке, мне надо было добежать с ней до дома, чтобы не забыть мелодию и зафиксировать под гитару. А у нас, мы в пятиэтажке тогда жили, лифта нет, это я ее коляску заносил на руках.

А. Леонтьева

— Бегом, да, причем?

М. Аншуков

— Да, бегом, чтобы вот к гитаре. Зафиксировал, и вот получилась песня, например, да. А иногда бывает так, что ты, например, съездил на море, а потом ты приехал, у тебя вот снегопад в Москве, февраль, а у тебя песня про море. В голове вдруг все краски оживают, и ты поешь то, что видишь, то что помнишь. И получается. Не надо писать на море о море. Там, как правило, не до этого.

Ю. Иванов

— Отложенный эффект.

М. Аншуков

— Да, отложенный эффект. Это интересно очень работает, серьезно. Или иногда что-то мы где-то услышали, с кем-то поговорили...

Ю. Иванов

— Или книгу ты прочел.

М. Аншуков

— Книгу прочел, да, сходили вот сегодня на замечательную программу, посидели, поговорили о чем-то важном, о светлым. А потом проходит время, ты понимаешь: ага, вот здесь мы говорили про это — бах, и у тебя строчка. Тоже бывает. А от этой строчки может родиться дальше. То есть это же такой ступенчатый момент: ты садишься, что-то мурлычешь, как правило, у есть одна строка или там фраза, или есть тема, что лучше всегда. Потому что если есть большая тема, вот как «Уметь прощать», я повторюсь, да, там ты цепляешь все то, что у тебя есть из переживаний. Ну я кухню рассказываю, конечно, никому неинтересна кухня, ремеслуха такая.

А. Леонтьева

— Нет, а вы знаете, я вам объясню, почему это интересно. Потому что я как человек пишущий, да, я очень часто сталкиваюсь, когда какие-то тяжелые ситуации, переживания там вокруг, когда вот такие вот тревожные какие-то настроения у людей, очень часто сталкиваешься с тем, что просто вдохновение, оно куда-то уходит. И вот эта, например, тревожность, она точно не друг, так сказать, творчества.

М. Аншуков

— Да, абсолютно. Согласен, да.

А. Леонтьева

— Как перекрывается вот это.

Ю. Иванов

— Никакому творчеству не друг.

А. Леонтьева

— Да, да. И очень хочется найти какие-то вот источники. Господь же дал там складывать слова в предложения и предложения в тексты, но надо же как-то это делать...

Ю. Иванов

— Ну надо уметь абстрагироваться, успокаиваться. И потом это само по себе отвлекает тоже, мне кажется, когда ты вот какую-то тему другую, вот не то, что сейчас беспокоит. Вспоминаешь море.

М. Аншуков

— Да, как правило, — вы же поймете меня как человек пишущий, — в тот момент, когда ты что-то фиксируешь, тебя нет как такового. У тебя, извините, нет органов чувств. Ну то есть у тебя наоборот, весь ты, он идет туда, в описание, в проживание. Вот проживание — очень важный момент. Как правило, это так происходит. Я не очень верю в моменты, когда там можно параллельно говорить по телефону и фиксировать строку. Ну это невозможно.

А. Леонтьева

— Я, знаете, вот сейчас поняла для себя, и, может быть, скажу это радиослушателям, может быть, кому-то это будет интересно. Очень важный момент для творчества — это тишина, да, вот эта внутренняя тишина. И это вообще очень такое знаковое состояние, потому что... Что-то меня высоко сейчас занесет, но ладно, все равно скажу. Когда Адам и Ева пребывали в раю, то у них фоном их — ну это я такие вот, начитавшись умных книг, хочу, так сказать, поделиться, — была такая вот молитва. У них как бы все время шла молитва, и молитва была тишина. Может быть, я сейчас какую-то ересь говорю?

М. Аншуков

— Нет-нет, я вас понимаю.

А. Леонтьева

— Ну простите меня, дорогие радиослушатели. Это мои, так сказать, такие выводы. И в этой тишине раздалось шипение, молитва на минуточку заглохла. И вот в этот момент прорвался вот этот вот змей. И это я, на самом деле, цитирую, вот есть такой замечательный Евгений Андреевич Авдеенко, вот он так интересно все разбирает. И вот этой вот внутренней тишины для творчества как раз не хватает. Вот чего не хватает.

М. Аншуков

— Я согласен. Абсолютно согласен. Тишина — это вообще такое великое дарование, особенно в наши времена. Человек вообще...

А. Леонтьева

— Вот это внутреннее, да?

М. Аншуков

— Да, и внутреннее. А уж внешнее — пойди сейчас где-то останься в тишине. Если выехать куда-то за город...

А. Леонтьева

— Ну, вы знаете, у меня есть семья, такие там все дети музыканты, папа композитор, и семь детей, и постоянно звучит музыка в доме, представляете? А квартира не очень большая. И вот я спросила у матери семейства, говорю: а где ты находишь свою тишину? А знаете, что она сказала? В метро.

Ю. Иванов

— Вот так вот.

А. Леонтьева

— Ну, то есть, видимо, она уже настолько научилась выключать вот эти звуки. Главное, что в метро никто к ней не имеет никаких вопросов.

Ю. Иванов

— Никто не отвлекает.

А. Леонтьева

— Слушайте, мы долго говорили про песню «Юдоль». Давайте ее послушаем.

М. Аншуков

— Давайте ее послушаем. Это одноименная песня с нашего крайнего альбома.

А. Леонтьева

— Слушаем.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. Как быстро пролетает программа, вот уже последняя четверть, и у меня очень важная тема. Все делается зачем-то. Музыка пишется зачем-то, вы даете свои концерты для чего-то. И мне пришла такая мысль, что это очень такая большая часть миссионерской деятельности — писать музыку с таким глубоким религиозным и вообще глубоким содержанием текстов. Бывали у вас такие мысли, что вот именно это, может быть, кого-то приведет ко Христу? Повисла пауза, потому что я слишком высоко натянула.

Ю. Иванов

— Да, мне кажется, что это очень амбициозно, и мы, наверное, так не думаем. Ну, перебор, наверное. Если хотя бы люди, находясь на концерте или слушая песни, почувствуют какое-то тепло, любовь к жизни там, зададут какие-то вопросы важные для себя, вот это уже хорошо. А вот о чем-то высоком, наверное... Дай Бог, если так.

А. Леонтьева

— Да, поняла.

М. Аншуков

— А я так отвечу. Вообще, основная, если так можно сказать, наша задача — людей, стоящих на сцене и поющих, несущих наш материал, я его для себя определяю всегда однозначно, вот за последнее время точно — это высветлять.

А. Леонтьева

— Поясните, пожалуйста.

М. Аншуков

— Да, тут, конечно, вот то, что Юра сказал, мне очень нравится девиз Виктора Ивановича Сухорукова, нашего замечательного народного артиста: «Не претендуй». Это вот то, о чем поскромнее надо быть, конечно же. Но для себя внутри определять то, что — ну простите уж меня, в обилии в нашем направлении людей, не понимающих, о чем они поют. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но очень много мишуры...

А. Леонтьева

— А мы никого не назвали, мы сами подумали.

М. Аншуков

— Да, очень много мишуры, очень много пустозвонства, очень много непонятного, то за что потом будет стыдно.

А. Леонтьева

— Вот это слово «зачем», да?

М. Аншуков

— Да, вот таким людям, хочется спросить: ну зачем? Ну тебе 50, ты хочешь выглядеть на 18, и это не получится. Ты папа. Ну соответствуй этому высокому званию, например, да, чтобы твои дети за тебя не краснели. Вот как-то все время хочется вот так. Но мы, конечно же, никогда это не скажем публично людям этим. А для себя определяем так, что высветлять. Высветлять — нести что-то настоящее, где-то от себя прожитое и по направлению именно к Богу. По направлению.

А. Леонтьева

— Ну да.

М. Аншуков

— Пойдет человек этой дорогой — конечно, у него свои шишки, конечно, у него свои блага и радости будут на этом пути. Но хотя бы на эту дорогу направить может, конечно, творчество. Можно спеть так и что-то рассказать, и записать так, что человек, повнимательнее это послушав, будет как-то больше склоняться к чему-то непошлому. А этого очень много. Вот хотелось бы, конечно, тешим себя надеждой, что эта аудитория, она у нас и есть.

Ю. Иванов

— Мне думается, что люди, которые к нам приходят на концерт, услышав наши песни, они как раз за это и цепляются.

А. Леонтьева

— За смыслы.

Ю. Иванов

— За смыслы, да, они приходят...

М. Аншуков

— Вне сомнения.

Ю. Иванов

— Уже в том же направлении, в котором мы делаем творчество, скажем.

М. Аншуков

— Вы знаете, у нас интересный момент последнее время после концертов, хочу им поделиться с вами. Раньше у нас были концерты так: мы отыграли и ушли, и там что-то у нас. Сейчас мы отыгрываем концерт, и примерно такое же время, сколько мы играли концерт, мы общаемся, спустившись со сцены, с аудиторией. Разговариваем, обнимаемся, фотографируемся, слушаем людей. Для меня вот это стало очень важным, кстати. Я не могу себе позволить оставить этих людей без внимания. То есть мне это самому приятно. И для меня важно, что человек как бы и хочет пообщаться после концерта. Это очень важный момент.

А. Леонтьева

— Это очень важно, потому что это не звезда такая — улетела, да, после концерта.

М. Аншуков

— Ну нет, это не к нам. Это не к нам.

А. Леонтьева

— А это настоящее тепло человеческое, роскошь человеческого общения. О чем разговариваете?

М. Аншуков

— Ой, обо всем. Люди рассказывают вот, например, как они нас первый раз услышали или там как вот им понравилась вот эта песня. И что а вот почему, а почему вы это написали, а как? А давайте вот, пожалуйста, вот мы плохо получились тут на фотографии, темно, давайте еще раз переснимемся. Это все вместе. Кто-то тянет за рукав уже такой: а меня, меня, пожалуйста, вот тоже вот, пожалуйста, там, у меня тоже есть вопрос. У нас недавно в Перми пришли два молодых человека, которые слушали нашу группу параллельно каждый в городе, не верили, что мы приедем, и познакомились на концерте. То есть они пришли и обнимались на этом концерте, стояли вдвоем, подпевали. И встретились, и познакомились на концерте, переписываясь до этого.

Ю. Иванов

— Со своими, получается.

М. Аншуков

— Это было замечательно, конечно.

А. Леонтьева

— Это, знаете, как вот первые христиане какую-то рыбку себе рисовали, говорят, на руке, и показывали, и вот друг друга узнавали.

М. Аншуков

— Свои.

А. Леонтьева

— Товарищ, да, свой. Слушайте, а какая у вас аудитория? Вот мне интересно. Ну я на самом деле вот сижу как бы в этой баночке, да, в студии, и не всегда знаю, кто нас слушает. Кто слушает там мои программы, в частности. Но когда встречаешь на концертах. Только на концертах, кстати, и увидишь людей, которые тебя слушают.

М. Аншуков

— Ну да. Это абсолютно. Вот то, что тоже меня не может не радовать, и всех ребят в группе, это то, что люди абсолютно разного возраста. Абсолютно. И дети ходят.

А. Леонтьева

— И дети ходят, да?

М. Аншуков

— И дети, и им интересно. То есть они не разочарованные, да, по-моему, от нас уходят.

Ю. Иванов

— Танцуют.

М. Аншуков

— Взрослые люди, и молодых много людей. Абсолютно разноплановая аудитория, и это прекрасно. Ну это вот, это наш слушатель. Только нам остается радоваться, что их все больше.

Ю. Иванов

— Слушатель, которого мы чем-то зацепили.

А. Леонтьева

— Да.

Ю. Иванов

— Хорошим вот нашим.

А. Леонтьева

— Так, наша программа, к сожалению, подходит к концу. Она пролетела очень быстро, потому что было много музыки, и мы еще послушаем, успеем послушать одну вашу прекрасную песню. Хотелось узнать, какие у вас ближайшие вот не творческие планы, а вот концерты, куда к вам можно прийти, с вами пообщаться после концерта, послушать.

М. Аншуков

— Спасибо, дорогие друзья, всех очень ждем. У меня, значит, юбилей грядет, 50-летие, такая веховая дата. Мы отмечаем, у нас несколько концертов. Один концерт в 14 февраля — это прям в день моего рождения, где этот концерт будет, можно посмотреть в наших сообществах в социальных сетях. 23 февраля мы выступим в городе Псков, и это в День защитника Отечества концерт тоже. Посмотрите, где он будет проходить, кто из Пскова, приходите, ждем встречи. И 25 февраля мы выступаем в городе Санкт-Петербург, и тоже там всех очень будем рады видеть. Это все юбилейные концерты, отдельные программы. К Дню защитника Отечества в Пскове тоже отдельная программа. А так вот мы готовим сейчас, как раз в репетиционном процессе, подготовка, поднимаем какие-то старые песенки, готовим премьеры. Поэтому всех очень ждем.

А. Леонтьева

— Дорогие радиослушатели, вы имеете все шансы увидеть легендарную группу «Ключевая». Приходите на концерты. И, к сожалению, разговор подходит к концу. Расскажите про песню, которой мы закончим сегодняшнюю беседу.

М. Аншуков

— Эта песня «Огонь». Она тоже с альбома «Юдоль». Тоже определенная веховая песня. Огонь тут рассматривается, сразу открою карты, как пасхальный огонь, огонь движимый и благотворный. Поэтому вот я каждому нашему уважаемому слушателю желаю этот огонь в сердце всегда хранить и согревать им всех своих близких.

А. Леонтьева

— Лучше и не закончишь. Спасибо большое за эту беседу.

Ю. Иванов

— Вам спасибо.

М. Аншуков

— Спасибо.

А. Леонтьева

— Дорогие наши музыканты, которые звучат на нашем радио, а теперь вот рассказали вам про свои творческие пути. Напомню, что сегодня с нами и с вами были Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая», и Юрий Иванов, музыкант и директор группы. У микрофона была Анна Леонтьева. Песня «Огонь». Зажжем. Всего доброго. Спасибо огромное.

М. Аншуков

— До свидания.

Ю. Иванов

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем