В 177 году французский город Лион, называвшийся в то время Лугдуном, охватили массовые беспорядки. Волнения начались во время поклонения божественному Августу — праздника одновременно государственного и языческого. В этот день тысячи людей со всей Галлии съезжались в Лугдун, чтобы принести жертвы на алтарь, посвящённый римскому императору. А между тем, проживавшие в городе христиане уклонялись от церемоний и обрядов. Такое обособление не укрылось от общественности, и в какой-то момент в толпе как искра вспыхнуло недовольство. «Почему последователи Христа не желают участвовать в общественных торжествах? Они не уважают императора? Считают себя лучше других? А может быть, им есть что скрывать от народа?», — раздавались крики то тут, то там. Сплетни и слухи распространялись по городу, как вирусы. Христиан обвиняли в мыслимых и немыслимых преступлениях. На них нападали на улицах и избивали. И тогда городские власти приняли парадоксальное решение — они постановили арестовывать членов христианской общины, как виновников беспорядков.
Вскоре тюрьма оказалась переполнена. Темница, расположенная в подвале древнего особняка, не знала солнечного света. По вековым стенам здесь круглый год струились потеки, с потолка падали тяжелые капли, гулко разбиваясь о ледяной каменный пол. В дальнем углу, прижавшись друг к другу, сидели девушка лет двадцати пяти и мальчик-подросток — брат и сестра. Они происходили из семьи рабов и были разлучены год назад.
Святой Понтик:
Как я соскучился по тебе, Бландина. Сколько месяцев мы не виделись! С тех пор, как меня отправили на ферму в загородное поместье, мне некогда даже выспаться. Страшно представить, что и ты могла бы оказаться на этих работах. Ты, такая худенькая, такая хрупкая, не вынесла бы этих тягот! Повезло, что твоя нынешняя госпожа выкупила тебя у нашей хозяйки!
Святая Бландина:
Это не везение, Понтик. Моя госпожа заплатила за меня втридорога, чтобы спасти от непосильной работы. Она сделала это из сострадания, как христианка. Теперь и я верю во Христа тоже!
Святой Понтик:
Во Христа? Расскажи мне о Нем, сестра! Когда я сегодня въезжал в город на повозке с сыром и молоком, соседский слуга закричал во все горло: «Хватайте его, хватайте! Его сестра сидит в тюрьме, она христианка, значит и он тоже!» Солдаты приступили ко мне: «Ты веришь в Распятого, как твоя сестра?» Я ничего не знаю о Христе. Я понял лишь, что ты в темнице, и испугался за тебя. Только затем и сказал, что верю, чтоб разделить твою беду!
Святая Бландина:
И ты поступил как христианин. Сострадать, помогать друг другу, не жалея себя — этому и учит нас Господь Иисус Христос.
Всю ночь Бландина рассказывала младшему брату о Благовещении и Рождестве, об исцелении больных и воскресении мертвых, о Распятии Христа и Его победе над смертью. Понтик слушал, и по лицу его текли слёзы.
Святой Понтик:
Никогда не слышал ничего лучше твоего рассказа, Бландина! И сердце мое свидетельствует о том, что ты говоришь правду.
Наутро начались публичные казни. Власти Лугдуна сделали мучения христиан развлечением для публики. Толпа язычников заполнила амфитеатр, где вершилось бесчинство, и глазела, как ни в чем не повинных людей избивают плетьми, травят хищниками, сажают на раскаленный металл.
Бландину и Понтика в течение нескольких дней заставляли смотреть на страдания единоверцев. Язычники добивались, чтобы юноша и девушка принесли жертвы на алтарь божественному Августу. Но ни брат, ни сестра не отреклись от Христа. И тогда их провели через всю череду издевательств. Понтик первым отдал душу Богу. Бландина вынесла столько мучений, что сами палачи изумлялись — откуда такая стойкость у столь маленького хрупкого создания? Злодеи вошли в раж и старались во что бы то ни стало склонить девушку к богоотступничеству. Она же призывала имя Христа, и в молитве черпала и силы, и мужество, и укрепляющую радость — казалось бы, немыслимую в её положении. Эта радость, отражающаяся в тихой улыбке, особенно раздражала палачей. Им не терпелось увидеть, как Бландина станет молить о пощаде. Но её душа устремилась в Небесное царство, оставляя мучителям опустевшее тело. В бессильной злобе язычники сожгли останки мученицы и развеяли их над Роной — так они рассчитывали воспрепятствовать её воскресению. Но разве могут люди создать препятствия для Бога, победившего смерть?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»