
Император Диоклетиан не любил Рим. Внук раба и вчерашний солдат, он болезненно подозревал высокомерное отношение к себе со стороны столичной знати. Разделив империю на четыре части и три из них поручив соправителям, в конце третьего века Диоклетиан удалился на восток — в Никомидию. И вскоре вся жизнь в этом городе оказалась заверчена вокруг императорского трона — честолюбивые горожане искали благосклонности монарха и состязались между собой за чины и должности.
Одним из таких напористых карьеристов был молодой чиновник Елевсий. Получив титул епарха — то есть, градоначальника, юноша пришёл в неописуемый восторг. Мало кто знал истинную причину его радости. Ещё в детстве Елевсий был обручен с дочерью знатного никомидийца Африкана, красавицей Иулианией. Когда же невеста достигла совершеннолетия, она стала избегать своего жениха, свадьбу несколько раз откладывали, и было непонятно, состоится ли брак вообще. Елевсий считал, что причина неприязникроется в том, что он недостаточно знатен и богат. Давно, еще ребёнком, Иулиания обронила однажды, что выйдет за Елевсия замуж, когда он станет епархом. И вот, ее пожелание, еще недавно казавшееся фантастическим, сбылось! Преисполненный гордости, новоиспеченный епарх спешил в имение Африкана, чтобы обрадовать невесту. Он застал Иулианию в саду с книгой в руках.
— Приветствую тебя, прекрасная Иулиания! Своей красотой ты затмила розы, которыми благоухает сад твоего достопочтенного отца!
— Здравствуй, Елевсий. А ты с каждым годом становишься красноречивей...
— И это не единственная добродетель, которую я приумножил! Удачливости моей позавидует сама Фортуна — сегодня император Диоклетиан назначил меня епархом Никомидии. Я исполнил твое условие! Теперь, наконец, ты станешь моей женой?
— Условие? Не понимаю, о чем ты.
— Разве ты не помнишь? Давно, ещё ребёнком, ты сказала мне однажды, что мы поженимся, когда я стану епархом.
— Я так говорила? Прости, Елевсий, не помню. И за то прости, что я не выйду за тебя замуж. Ни за тебя, ни за кого другого, пусть это будет даже сам император. Я верю во Христа и хочу остаться девой ради Него.
Елевсий немного знал о христианах. Никто из них не выслуживался перед императором, чтобы занять привилегированное положение, не посещал театр и гладиаторские бои. Сторонилась общества и Иулиания, единственными ее друзьями были книги. Елевсий ни разу не слышал о том, что христиане причинили кому-то вред, и Иулиания ни в чем перед ним не провинилась. Но обида на отказ невесты захлестывала горло и требовала мести. Елевсий написал императору доклад о том, что христиане подрывают устои римского общества, а их вера является угрозой для государства.
Неизвестно, какую роль сыграла кляуза оскорблённого жениха, но спустя некоторое время Диоклетиан издал указ об обязанности каждого гражданина империи приносить жертвы языческим богам. Христиан, отказывавшихся подчиняться этому повелению, вначале наказывали лишением гражданских прав и имущества, а затем стали подвергать мучительным казням. Среди тех, кто был схвачен солдатами императора, оказалась и Иулиания. Девушку привели на суд к епарху Елевсию.
— Ну, что ты мне скажешь теперь, гордая Иулиания? Любишь ли ты своего Христа настолько, чтоб идти за Него на смерть?
— Нечем мне гордиться, Елевсий, как только моим Господом, Распятым, Воскресшим, и открывшим для нас Небесное Царство. Христа я люблю, и буду Ему молиться, что помог мне выдержать мучения и принять смерть за Его Имя.
— Но я не хочу, чтобы ты умирала! Стань моей женой, и я скрою ото всех твою веру. Я засвидетельствую, что ты принесла жертвы римским богам, и не стану принуждать тебя отречься от твоего Христа.
— Земная жизнь, Елевсий, не столь драгоценное сокровище, чтобы платить за него ложью. Я с радостью иду на страдания, смирись и ты с моей смертью.
— Ах, вот как? Ну, так я постараюсь, чтобы страдания твои длились долго, и смерть была мучительной!
Елевсий исполнил свою угрозу. Иулианию предали публичной казни во устрашение других христиан. Однако, жесточайшее зрелище произвело совсем не то действие, на какое рассчитывали император и епарх. Глядя на хрупкую деву, безропотно и кротко принимающую муки, сотни людей открыто исповедовали Христа Богом и Спасителем.
Во время гонений ДиоклетиАна в НикомИдии были замучены тысячи верующих. До утверждения христианства в Римской империи оставалось несколько лет.
Десять помощников

Фото: Hassan OUAJBIR / Unsplash
Жил да был на свете крестьянин. Он был молод и трудолюбив, а жена его оказалась нерадивой. Настолько была она ленива, что дом всегда был полон сора, постели до вечера оставались неприбранными. А когда вечером муж возвращался с поля, жена лежала на кровати, даже не приготовив ужина.
Хмурым и неразговорчивым сделался молодой крестьянин. А женщина понять не может, почему после свадьбы её муж так к ней переменился, разлюбил, жалеет себя, по ночам плачет. Вот и решила она пойти за советом к старушке-соседке, которая на всю округу славилась мудростью.
— Тетушка, ваша милость! Ну что мне делать: мой муж совсем меня разлюбил! — поведала её женщина о своем горе. — Совсем я одна-одинёшенька! Бедная я, несчастная!
Выслушала её добрая старушка и говорит:
— Я знаю, как помочь тебе, чтобы ты не была одна. Я пришлю тебе десять моих помощников. Проворные и невидимые, каждый день и час они будут тебе служить, и с их помощью ты легко справишься с хозяйством. Поверь мне, твой муж снова будет тобой доволен.
— Когда же ты их пришлешь? — спросила молодая женщина.
— Хоть сегодня, — ответила старушка. — Только надо их как следует встретить.
— Как же их встретить?
— А ты встань пораньше, прибери постели, подмети пол — не оставь нигде ни соринки, а потом разведи огонь в очаге и принимайся готовить пищу. Если ты каждый день станешь так делать, мои помощники тебя никогда не покинут.
Обрадованная жена поспешила домой и, не откладывая, стала готовиться к встрече невидимых помощников. Она даже сама удивилась, как ловко все у неё получалось! А когда муж пришёл с работы и увидел, что нет на полу ни соринки, а в очаге подрумянивается вкусное жаркое, — он похвалил и крепко обнял свою жену.
На другой день женщина снова стала готовиться к встрече добрых помощников и убедилась, что все десять явились вовремя и целый день не покидали её ни на минуту. Потому что вечером муж снова расхвалил и расцеловал свою хозяйку, которую словно подменили.
Счастье и мир поселились в доме молодого крестьянина.
— Не нахвалюсь я на ваших помощников, тётушка! Они такие проворные и вернули в наш дом радость, — сказала жена, забежав как-то вечерком к доброй соседке. — Одно только меня огорчает: я ни разу их не видала и не знаю даже, как они выглядят!
— Ну, этому делу нетрудно помочь! — улыбнулась старушка. — Посмотри внимательно на свои руки! Десять помощников — это твои десять пальцев! Не правда ли — они всегда с тобой и всегда тебе помогают!
Ну и довольна же была таким ответом молодая жена! Теперь она знала, что десять верных помощников никогда её не покинут, а счастье в доме — в её руках, нужно только постараться его найти.
( по мотивам португальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
История Морского кадетского корпуса

Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 94. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многие помнят из школьной программы, что в литературе XIX века особое место занимает образ маленького человека, классическим примером которого является главный герой повести Гоголя «Шинель». Кажется, что писатели того времени описывали реальность, которая сейчас очень от нас далека, да и сословного общества в России давно не существует, но, на самом деле, людей, которые чувствуют себя пренебрегаемыми и забытыми, существует немало. Смотря на них, можно решить, что в обществе тех, кто всё время торопится и думает о своём, у них нет шансов почувствовать, что они кому-нибудь нужны. Однако такой шанс есть у каждого, и о нём прикровенно говорится в 94-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
В Священном Писании Ветхого Завета довольно легко найти образ не просто пренебрегаемого человека, но образ целого пренебрегаемого народа, которым был народ иудейский. Находясь в Египте, потомки Авраама Исаака и Иакова после смерти Иосифа довольно быстро из привилегированной группы превратились в практически рабов и были унижаемы своими бывшими соседями. Однако в определённый момент к ним пришёл Моисей, который сообщил им удивительную весть: вы не забыты Богом своих праотцев, оказалось, Гсоподь готов не только вывести их из рабства, но и готов назвать их своими народом, а Себя их Богом. Единственное, что им нужно сделать: ответить согласием на Его призыв и войти в завет. Любой, кто помнит историю исхода, знает, что происходило дальше: иудеи вышли из Египта, но постоянно его вспоминали и по-настоящему свободными так и не стали.
В псалме, который мы сейчас услышали, Давид приглашает своих соплеменников воспеть Бога и поклониться Ему как Тому, Кто явился опорой их жизни. В самых разных языческих религиях есть представления о богах, которые контролируют те или иные места. Один живёт в горах, другой под землёй, третий в небе — и каждый отвечает за что-то своё, по-своему выстраивая отношения с людьми. Однако Бог Библии не таков. Он один и рядом с Ним нет никакого иного Бога. Он создал мир и содержит его в своих руках. Он не просто местечковый хозяин, но Царь над всеми, кого можно было бы посчитать богами. Но вместе с тем, и это самое важное, Господь — пастырь своих людей, и ни один из тех, кто принадлежит к Его народу, не забыт Им. И этот мотив повторяется в Писании многократно, особенно в псалмах и в пророческой литературе. Народ должен был это очень хорошо усвоить и независимо от обстоятельств помнить, что Бог всегда с ним, во всех испытаниях. Только сами люди могут ожесточать свои сердца и не пускать Его в свою жизнь, но Он, со Своей стороны, всегда верен.
Читая 94-й псалом через призму христианского благовестия, мы, во-первых, понимаем, что Богом не забыт не только еврейский народ, но каждый народ и каждый человек на земле дорог Ему. Во-вторых, Господь не только помнит о людях, но как добрый пастырь делает всё для их спасения.