В Библии вода — символ премудрости Божьей, источник жизни и благодати. Многие сюжеты из Нового Завета не случайно, так или иначе, связаны с водой.
Сегодня мы говорим о мученице Фотине и стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
Место действия — город Сихарь в Самарии (на территории современного Израиля).
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод: однажды Иисус с учениками шёл в Галилею через Самарию, они остановились возле колодца. Ученики отлучились в город за едой. Уставшему после долгого пути Иисусу захотелось пить, но Ему нечем было почерпнуть из колодца воду.
К колодцу с водоносом, как называют на востоке сосуды для воды, подошла женщина-самарянка.
Впрочем, давайте послушаем, как звучит эта сцена в стихотворении Ольги Чюминой «Христос и самарянка».
У колодца сидел, отдыхая, Христос;
Он почувствовал жажды истому.
И, рукою держа на плече водонос,
Самарянка пришла к водоёму.
И напиться просил Человеческий Сын.
Отвечала она в изумленьи:
«У меня ли ты просишь воды, господин?
Иль не ведаешь Ты: иудей ни один
Не входил ещё с нами в общенье?»
Жители Самарии, как и евреи, тоже верили в единого Бога, Творца неба и земли, но обычаи и обряды у них были разными. Из-за этого евреи не хотели общаться с самарянами.
Потому-то самарянка и удивилась, когда путник, который судя по его одежде, был иудеем, не только с ней заговорил, но и попросил напиться воды из её кувшина.
Ответ Иисуса привёл её в ещё большее изумление.
Иисус же сказал самарянской жене:
«Если б ведала, Кто пред тобою —
За водою живой ты пошла бы ко Мне,
За иной животворной водою».
Многие христианские богословы дают свои ответы на вопрос, что имел в виду Христос, говоря о живой воде? Животворные воды крещения? Благодать Святого Духа?
В одном все сходятся: Иисус открыл самарянке, что Он пришёл в этот мир, чтобы давать, а не просить. Не Он, а она должна обратиться к Нему с просьбой о воде, но только о другой воде — духовной, живой, вечной.
Но простая женщина не поняла слов Иисуса о духовной жажде, подумав, что путник обещает дать ей такую воду, которая никогда в колодце не иссякнет, и сильно удивляется.
Но её, Господин, ты достать бы не мог,
При себе не имея сосуда,
И вода далеко, и колодец глубок —
Как её почерпнёшь ты оттуда?
Дальнейший разговор убедил самарянку, что перед ней — некто больший, чем патриарх. Она спрашивает Иисуса: уж не пророк ли он? А потом припоминает: кто-то говорил, что должен явиться Мессия, Спаситель.
«Это Я, Который говорю с тобою», — ответил ей Иисус. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос впервые открыл своё предназначение на земле простой, грешной женщине, к тому же — иноземке. Через неё миру было возвещено, что перед Господом равны все народы, ибо мы все Его творение.
В православной традиции женщину, которую Иисус встретил у колодца, звали Фотиной или Светланой. Она стала христианкой и во время гонений императора Нерона в 66 году от Рождества Христова приняла мученическую смерть в Риме.
Каждый год 2 апреля по новому стилю Православная церковь отмечает день памяти святой мученицы Фотины — женщины, которой Христос поведал тайну вечной жизни.
Всё греховное смоет живая волна,
Все с собой унесёт быстротечно:
Новой жизни источником станет она —
Жизни вечной.
Все выпуски программы Прообразы
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.