«…Есть люди, их кошмарно много,
Чьи жизни отданы тому,
Чтоб осрамить идею Богу
Своим служением Ему…»
Я наткнулся на это стихотворение неизвестного автора в одной статье. И сначала восхитился: как же точно сказано! Беспощадный диагноз многим сегодняшним верующим — тем, например, кто устраивает сомнительные как бы православные мероприятия — православные митинги, православные флэшмобы, дежурства православных дружин… Это диагноз и тем, кто делает малопонятные и даже провокационные заявления от имени Церкви: а люди, от Церкви далекие, слушают и начинают думать, что православные в массе своей — неадекватные мракобесы. И в этом контексте стихотворение — очень грустное. Из серии: «За державу обидно».
Но это — только на первый взгляд. При втором прочтении я уловил в этом стихотворение неподдельный оптимизм. Во-первых, оно — вовсе не про актуальную общественно-политическую ситуации вокруг Церкви. Оно — о вечном: о несовершенстве христиан на фоне Христа. Это не то что бы нормально, но так было всегда. Еще Блез Паскаль писал, что все люди делятся на праведников, считающих себя грешниками, и грешников, считающих себя праведниками. Вот эти последние как правило рьяно пытаются жить по вере и заставить жить по вере окружающих — но христианские слова далеко не всегда совпадают с христианскими поступками.
А отсюда вытекает второй оптимистичный момент. Раз так было всегда, но за двадцать веков Церковь не рухнула и по-прежнему спасает людей, значит, есть некая большая сила, чем сила людского несовершенства. И это сила — совершенство Бога, а его абсолютная благость, его абсолютное добро и абсолютная любовь к людям. И этом смысле неслучайно в стихотворении говорится, «есть люди, их кошмарно много, чьи жизни отданы тому, чтоб осрамить идею Бога своим служением Ему». Именно идею — то есть то, что такое «Бог» в глазах других людей. Но — не самого Бога. Его осрамить невозможно. И неслучайно в Новом Завете есть слова: «Бог поругаем не бывает».
Не знаю как для вас, а для меня — звучит предельно оптимистично.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.