«Духовные песнопения: история и современность». Анатолий Гринденко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Духовные песнопения: история и современность». Анатолий Гринденко

* Поделиться

У нас в гостях был основатель и руководитель мужского хора «Древнерусский распев» Анатолий Гринденко.

Мы говорили о том, каким образом церковное пение может быть связано с иконами, как со временем оно менялось, в чем особенность знаменного распева, а также нет ли противоречия в исполнении богослужебных песнопений во время концертов.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Замечательный информационный повод нашей сегодняшней беседы. С 14 по 28 апреля на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича пройдут великопостные концерты. Возрождается уже не первый год традиция, во время Великого поста, когда не очень приличествует устраивать концерты светской музыки или какие-то развлекательные мероприятия, предлагать людям приобщиться к музыке церковной, к музыке духовной. Целый ряд исполнителей, которые занимаются старинной православной музыкой, православными песнопениями, на эту сцену выйдет в эти дни. Один из этих коллективов — это легендарный московский коллектив «Древнерусский распев», мужской хор, созданный и с тех пор управляемый уже сорок лет Анатолием Гринденко. Сегодня Анатолий Тихонович у нас в гостях. Добрый вечер.

Анатолий Гринденко:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— Очень рад вас видеть в студии Радио ВЕРА. Для нас большая радость с вами пообщаться, потому что мы нередко в наших программах обращаемся к теме церковного искусства и церковной музыки. Никогда не лишне об этом поговорить, к тому же хочется притечь к вашему опыту. Сорок лет, как я сказал, в этом году хору Древнерусский распев«. Оглядываясь назад на эти сорок лет, что вы чувствуете? Вы начинали, когда мало кто интересовался старинным церковным пением. Сейчас, наверное, ситуация другая, поют больше и, наверное, не так уже удивляет современного человека знаменный распев. Или до сих пор удивляет? Как вы это чувствуете?

Анатолий Гринденко:

— Сейчас, конечно, стало больше мест, где можно услышать знаменный распев, но, опять же, он как-то эпизодически появляется в богослужении. У меня такая идея, что знаменный распев тогда понятен, когда он в гармонии находится с богослужением. Конечно, желательно, чтобы интерьер храма был соответствующий. Разумеется, очень важен сам священник, ритм богослужения, акустика. То есть очень много моментов, которые нужны для знаменного распева. А главное тут любовь к нему. Одно дело надобность, мы все понимаем, что знаменный распев по уставу положен. У нас же Типикон Иерусалимский, где написано, например, «слава 6-го гласа», «и ныне такого-то гласа», стихира святому 4-го гласа. А почему 4-го гласа? А почему не 5-го? Спроси сейчас у какого-нибудь регента, что он скажет? Да, ничего не скажет. Ну, так уж, так повелось, скажет. На самом деле Типикон — это такая палитра художника, которая распределяет гласы, вот эти цвета, по всему богослужебному кругу. Так что задача-то большая была изначально поставлена. Хотелось озвучить фактически весь богослужебный круг, записать его. Милостью Божией мы познакомились с митрополитом Питиримом.

Константин Мацан:

— Нечаев.

Анатолий Гринденко:

— Нечаев, да. Он был в издательском отделе, глава издательского отдела Московского патриархата.

Константин Мацан:

— Тогда, сорок лет назад.

Анатолий Гринденко:

— Да, сорок лет назад. Но интересно другое. Перед тем, как с ним познакомиться, три года я работал разнорабочим в Троице-Сергиевой лавре, там, сидя на проходной, я по одному затаскивал к себе в домик семинаристов и обучал их знаменному пению. Таким образом собралось достаточное количество песнопений великопостных, а главное мы подготовили литургию, 16 человек. Представляете себе? Шестнадцать человек семинаристов, которые хотели, и мы занимались пением после вечерних молитв. Обычно это время, желаемое для развлечений. А тут, вызывая некоторую неприязнь у инспекторов, мы собирались и под руководством какого-то рабочего мы это делали. А потом пели... первая литургия была у нас в Успенском соборе, совершенно замечательная. Кстати сказать, несколько певцов из нашего состава сейчас уже епископы.

Константин Мацан:

— В одном интервью вы рассказывали об этой службе, которая стала вехой и для вас, и священники, которые тогда, может быть, впервые участвовали и служили литургию, где целиком были исполнены песнопения знаменного распева, это запомнили. И вы тогда в том интервью, на которое я сейчас ссылаюсь, такую фраз произнесли, которая меня заинтересовала. Вы сказали, что знаменный распев по-другому расставляет акценты литургии по сравнению с партесным, то есть многоголосным, более привычным пением. А в чем, вы можете это пояснить на словах для аудитории, которая, может быть, не глубоко погружена в литургику и тонкости не знает? Как один вид пения по-другому расставляет акценты по сравнению с другим видом пения?

Анатолий Гринденко:

— Хорошо. Во-первых, само звучание одноголосного пения, я сейчас говорю о знаменном распеве, потому что тогда мы пели трехголосные варианты, там было строчное знаменное пение, реконструкция Мартыновым.

Константин Мацан:

— Владимиром Мартыновым.

Анатолий Гринденко:

— Владимиром Мартыновым, да, да. Например, «Во Царствии Твоем», Блаженны, они распеты по типу того, как Маркелл Безбрадый в свое время распевал Псалтирь. Эта интонация взята как основа, и это спокойное проговаривание текста с очень изящным росчерком в конце, он собирает и расслабляет, собирает и расслабляет, то есть натягивает и расслабляет тетиву — это удивительная вещь. Кроме того, что знаменный распев, одноголосье, это символ единства, соборности, где люди — тенора, басы, баритоны — с разными данными, а все поют в один голос. Такая некая жертва должна быть со стороны теноров и со стороны басов. Конечно, проще всего баритонам. Один из главных акцентов, на мой взгляд, это «Святый Боже», где... На приходах «Святый Боже» — это самое, что меня больше всего расстраивает всегда, это как будто вальсок: «Святый Бо-оже, святый кре-епкий», какая-то легкомысленность. Это же пение страшных умных сил Небесных, как можно столь легкомысленно решать этот момент. А тут серьезность пения «Святый Боже», она сразу дает совершенно другой акцент. Та же Херувимская песнь, например. Она не в миноре, не в мажоре, она не навязывает вам сразу настроение, а человек слышит некие движения, они маленькие, микродвижения, но они очень выразительные. Это тоже немножко озадачивает, потому что привыкли, например, что Херувимская в миноре, и народ всплакнет, там гармонии такие, что волосы поднимаются на коже. То есть к такой манипуляции сознанием привыкли. Разумеется, что композитор, который пишет для церкви, самый главный манипулятор, а регент просто выбирает меню, составляет по своему усмотрению.

Константин Мацан:

— А давайте, что-нибудь послушаем из репертуара «Древнерусского распева». Мы так много уже проговорили про это знаменное пение, может быть, какой-то пример нашим слушателям дадим?

Анатолий Гринденко:

— Давайте тогда, сейчас время Великого поста, «Се жених грядет в полуночи». Знаменный распев.

Звучит песнопение

Константин Мацан:

— Анатолий Гринденко, основатель и руководитель мужского хора «Древнерусский распев» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Вы сказали такие сильные слова о композиторе, как о манипуляторе эмоциями человека, который участвует в богослужении, если речь идет о многоголосном пении. Я при этом помню, на заре своего воцерковления одна моя знакомая делилась со мной своими переживаниями, что в великопостной службе есть такие моменты, такие отдельные службы, такие гласы, когда ты слушаешь, ты в храме, у тебя просто «сердце ходуном ходит», сказала она. Близко к тому, что вы говорите, такие гармонии бывают, что прямо мурашки или волосы дыбом встают. И мне тогда показалось, что это хорошо, что так происходит, что человек может такие эмоции переживать, и если эти эмоции сопряжены с молитвой, с молитвенным настроем, они действуют, они на своем месте. Что вы об этом думаете? В принципе вредна какая бы то ни было чувственность или она может быть в каких-то ситуациях безвредна или даже полезно настраивающая или, может быть, знаменный распев тоже по-своему дает человеку какие-то чувства, эмоции, просто более верные?

Анатолий Гринденко:

— Ну, конечно, дает эмоции. Но к ним надо привыкнуть, они другого порядка. Так же как икона древнерусская, она же тоже дает эмоцию. Феофана Грека «Преображение», какая энергия мощная исходит. Она является знаком, но не изображением. Вы слышали «Се жених грядет», вы же слышите, что там определенные эмоции. Как в архитектуре есть вершина, есть какие-то опоры. Но вы слышали, что нет изображения чувств, нет минора, нет мажора. Мажор-минор это что? Грустно-весело, условно говоря.

Константин Мацан:

— Так это объясняют в музыкальной школе обычно. Мажорное трезвучие, минорное трезвучие.

Анатолий Гринденко:

— Да, да. А здесь нет. Но этому надо учиться.

Константин Мацан:

— Учиться воспринимать знаменный распев.

Анатолий Гринденко:

— Конечно. Любое культовое явление требует предзнания. Если вы будете слушать самого гениального японского поэта, что вы поймете, если не знаете языка?

Константин Мацан:

— А как учиться? С чего начать?

Анатолий Гринденко:

— Как я считаю? Что это такое, чтобы считать? Мне казалось, что в семинарии, например, необходим предмет под названием «Красота богослужебного искусства», так скажем.

Константин Мацан:

— Красиво.

Анатолий Гринденко:

— Потому что, одно дело, вы читаете Григория Богослова, а другое дело, кроме богословия, о котором речь идет, обратить внимание, что это великая восточная поэзия. В сирийском языке духовном и художественном надо разбираться. Мы итак в принципе на интуитивном уровне разбираемся, но надо подсказать, немножко двинуть. Я почему начал заниматься иконописью? Меня раздражало то, что я не понимаю, что гениального в «Троице». Понятно, хорошо, молодец Рублев, написал «Троицу», прекрасно.

Константин Мацан:

— Это хороший вопрос. А вы для себя нашли ответ, что гениального в «Троице»?

Анатолий Гринденко:

— Конечно, а как же. Это я нашел тогда когда стал заниматься, когда стал сам писать иконы. Я был потрясен самим рисунком. В задачу иконописца не входит изображение натуры, а самая главная задача — это изображение энергии, которая производит ту или иную форму. Поэтому руки могут быть непропорционально написаны, бедра у святых могут быть огромными, а плечики узенькими. Но надо знать, что это образ смирения, а бедра это образ твердого стояния в вере. Или, например, Борис и Глеб держат меч, ручки малюсенькие, он не способен поднять этот огромный меч, которые перед ним. А смысл-то в том, что он и не может этими ручками убить. Или у Христа, особенно в домонгольском периоде иконы, красные губы. Это же надо понимать, что это огонь, исходящий из уст Божиих. Или непропорционально у мученицы Иулиании раскошены глаза, потому что если просто поставить, это просто будет святая, а то, что на разном уровне поставлены глаз — это создает дисгармонию, которая вызывает определенную эмоцию мученичества, руки не так. Или в Вознесении Христа мы видим, как руки изломаны у апостолов и ноги, важно выразить недоумение апостолов, а не смотреть: разве можно так руки нарисовать, разве можно так ноги нарисовать. Поэтому эти все вопросы отпадают, когда изначально ты все же знакомишься с языком. В пении то же самое, потому что пение это звучащая икона. Если икона от видимого должна направлять человеческую душу к невидимому, то пение — от физического звука к метафизическому звуку. Одна и та же задача. Интересно то, что, когда мы поем тропарь преподобному Сергию, сказано, что «в пении, бдении и пощении образ быв своим учеником». И в пении, конечно, сейчас современный старец нам не пример. Многие говорят, как же в Оптиной пустыни, старцы, там не знаменный распев, гармонический. Я понимаю, но они процвели не благодаря тому, что там гармоническое пение, а вопреки этому пению. Потом, старцам, у кого есть молитва Иисусова непрерывная, не нужны ни икона, никакого пения. В каком-то патерике египетском, не помню, какой-то святой вдруг заплакал, это 3-й или 4-й век. Отче, ты что плачешь? Он говорит: я предчувствую, что наступят времена, когда тропари будут петь. Понимаете?

Константин Мацан:

— В одном интервью вы размышляли о такой вещи: насколько искусство, в частности церковное искусство, искусство вообще меняет человека. Вы говорили, музыка не про нравственность. Музыка дает какой-то эмоциональный опыт, чувства, в целом это вещь морально не нагруженная. Но знаменный распев, как частный случай музыки, как часть искусства церковного — это про нравственное возвышение человека.

Анатолий Гринденко:

— Конечно.

Константин Мацан:

— А как это происходит?

Анатолий Гринденко:

— Я не помню, честно говоря, когда я это говорил. Но совершенно верно. Церковь считается лечебницей, где исцеляются все пять органов чувств. Но когда мы покупаем лекарство в аптеке, мы же не на один вечер, мы должны какой-то порядок приема соблюсти, некоторые лекарства по полгода, иногда по несколько лет. Тогда употребляя их, мы какого-то результата добиваемся. То же самое и здесь. Нужна регулярность и постоянство. А самое-то главное, понять, что очень качественное лекарство — знаменный распев, так же, как и каноны иконописные. Он очищен от примесей авторства, индивидуализма. Почему иконы не подписывали иконописцы до 16-го века, не потому что они такие скромницы были. Они реально понимали, что их рукой водят многие и многие поколения предшествующих иконописцев. Так же распевы. Иван Грозный написал несколько песнопений, но он не сочинитель, он использовал эти формулы мелодические и он их составил. Он композитор, но не от слова «сочинять», а от слова «compose» — составлять. Он составитель. Удивительно другое, до 16-го века, притом, что все следуют одному канону, двух одинаковых икон мы не встретим. А после 16-го века сколько угодно, однотипные иконы. Кстати сказать, начинается украшение одежд, очень много золота стало появляться, на одеждах святых даже, что нарушение, кстати, иерархии. Золото должно быть только на нимбах, как символ нетварного света, на украшениях одежды Богородицы и у Христа. Всё. У святых не могут быть латы из золота, как потом. Иконы, это украшательство перешло потом и в пение, потому что уже стали обращаться не к душе человеческой, а к чувствам человека. Ваша знакомая, которая вам написала, ее поразило пение. Я представляю себе, какое-нибудь «Аллилуйя» Львова или Чеснокова «Милость мира». Он такие созвучия, такие аккорды вставляет, которые автоматически у любого человека будут вызывать возбуждение в чувствах неизбежно, это законы природы. Поэтому я говорю о манипуляции, композитор знает это. Между прочим, великие композиторы не используют так часто то, что использовали наши для церкви. Если уменьшенные вводные, септаккорды, нонаккорды использовались, но в любовных ариях, но никак не во время евхаристии. Поэтому, я думаю, что если правильно исполнять знаменный распев, что, конечно, сложно, чем плохо петь знаменный распев, лучше петь гармоническое пение, оно, по крайней мере, ляжет и на чувства. Как апостол Павел пишет: «Сеется зерно душевное, восходит духовное». Будем на это надеяться.

Константин Мацан:

— У нас сегодня в гостях Анатолий Гринденко, основатель и руководитель мужского хора «Древнерусский распев». Давайте мы в конце первой половины программы еще что-то послушаем. Что, например?

Анатолий Гринденко:

— Если по службе, сейчас поется «Да исправится молитва моя», и много авторской музыки на этот счет, а образец пения «Да исправится», собственно это Великий прокимен практически, где произносит диакон или чтец, а хор припев повторяет. Послушаем.

Звучит песнопение.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте еще раз, дорогие друзья. У микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях Анатолий Гринденко, основатель и руководитель мужского хора «Древнерусский распев». И я напоминаю, что с 14 по 28 апреля в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала филармонии имени Шостаковича пройдут великопостные концерты. Разные коллективы и исполнители, которые так или иначе занимаются церковной музыкой, православными песнопениями, выйдут на сцену в эти дни. Среди них и коллектив нашего сегодняшнего гостя «Древнерусский распев», мужской хор, которому, я напоминаю, в этом же году сорок лет?

Анатолий Гринденко:

— Да.

Константин Мацан:

— Юбилейный год у вас идет, и хорошо, что в этот год мы на Радио ВЕРА можем и о фестивале поговорить и о вашем коллективе. Если отталкиваться от того, что 26 апреля у вас концерт в рамках фестиваля великопостного в Санкт-Петербурге. В начале нашего разговора вы сказали, что церковное пение не отрываемо от богослужения. Его смысл, его красота обретается и понимается именно тогда, когда хор звучит в контексте молитвы, в контексте литургии или богослужения. Церковное искусство, чтобы быть понятым, должно быть церковным. Но, тем не менее, вы выходите с этим репертуаром и на концерты тоже, и, видимо, какие-то части богослужебных песнопений исполняются со сцены в концертном зале. Нет ли здесь противоречия?

Анатолий Гринденко:

— Я хотел бы чуть-чуть вернуться к первой части вашего вопроса, потому что владыка Питирим, о котором я начал говорить, но как-то немножко не договорил, первый архиерей в 20-м веке, который озаботился об истоках русского богослужебного пения. Он познакомился с учеными медиевистами, ему предлагалось почитать, он читал труды, много чего читал, где-то года два готовился к тому, чтобы благословить мне создавать хор при издательском отделе. Интересно то, что в течение года мы пели в домовой церкви в издательском отделе каждую неделю в определенный день, и владыка присутствовал на этих богослужениях, клал поясные и земные поклоны. То есть он хотел понять, музей это или же живая практика. И когда он понял, что это живое дело, он нас выпустил в люди. И мы пели в течение почти 15 лет...

Константин Мацан:

— В храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Анатолий Гринденко:

— Брюсов переулок, тогда Неждановой улица называлась, а вообще это Успенский вражек. Что очень важно. Опять же, тут такой момент для людей, которые слушают. Знаменное пение, как и икона, сродни откровению, откровение не подлежит редакциям и старению. Архитектура Успенского собора не постарела. Или какие-нибудь древние базилики так же функциональны сейчас. Иконы то же самое. Почему пение вдруг не функционально? Интересно другое. Почему до 16-го века, мы знаем, одна Херувимская была, в каком-то храме, монастыре, ну, две, допустим, а, начиная с конца 17-го века, 18 век, сотни Херувимских, сотни «Милость мира»? Это о чем говорит? Ведь это же говорит о том, что людям становится скучно слушать одно и то же. А раньше века проходили и не скучно. Всё дело в материале. Канон, который составляет икону, связан с законами природы, с космическими законами, это не выдумка художника. Интонации, из которых сотканы богослужебные песнопения, это интонации святых, которые отбирались со временем лучшие и составили вот этот богослужебный круг. Это проверено временем и молитвой. Поэтому используя эти интонации, мы, хотя бы отчасти, но проходим их путь. Тут вот в чем дело. Это традиция все-таки устная, а носители этой традиции умерли, отчасти она осталась у старообрядцев, у староверов разных толков. Но они, к сожалению, полностью не сохраняют этой традиции. Более того, от того, что она устная, очень многое исказилось со временем. Кроме того, в течение трехсот лет находясь в такой боксерской стойке по отношению к действительности и к церкви никонианской, как они говорят, разумеется, определенный характер появился в этом пении, который не свойственен знаменному распеву. Знаменный распев, на мой взгляд, как раз невероятно изящная, артикулированная, близкая к рисунку великих иконописцев. Есть рисунок мелодический, есть рисунок художественный, иконописный; тональность здесь, тональность в иконе; теплая, холодная, мрачная, светлая. Эти понятия общие и для иконы и для пения.

Константин Мацан:

— А все-таки исполнение концертное богослужебных песнопений — это для вас какая-то особенная задача? Нет ли здесь, повторюсь, противоречий или какого-то снисхождения к светской публике.

Анатолий Гринденко:

— Задача тогда, сорок лет назад, была одна. Поскольку была жесточайшая цензура со стороны правительства, органов соответствующих, появление нас в подрясниках в малом зале консерватории было шокирующим обстоятельством, и это определенная проповедь была. Сейчас для меня тоже концерты, мы же поем тоже древнерусское пение, для меня это не концерты, это встречи. Я очень не люблю слово «концерт», где я беседую с народом, рассказываю, что они услышат и на что они должны обратить внимание. То есть я объясняю язык, на котором мы будем то или иное исполнять. Поэтому, можно сказать, наша деятельность просветительская.

Константин Мацан:

— Опять же в одном интервью у вас была такая фраза, к вопросу о том, что, может быть, знаменный распев для современного уха не вполне привычен, в чем-то странен. Мы все-таки привыкли к красивому хоровому многоголосному пению. Вы сказали пение должно быть таким, какого нет за пределами храма. В этом даже есть некоторый смысл и цель того, чтобы человек, попадая в пространство храма, оказывался в мире, не похожем на мир вокруг. В чем смысл этого?

Анатолий Гринденко:

— Конечно, я и сам молодой человек был когда-то, я помню свои впечатления. Я же не с детства церковный, поэтому я помню, что меня привлекало в храме. В храме привлекает запах ладана, странность такая, там иконы, все необычно, сам храм, сама архитектура не жилого дома. Единственно, что не привлекало меня никогда, это пение, отчасти привлекало, но фальш. Я считал, что фальшиво петь и с невероятной вибрацией — это признак церковного пения. Это меня в каком-то смысле извращенно привлекало.

Константин Мацан:

— Вы говорили, что оказывались в храме и слышали певцов-пенсионеров, солистов хоров и театров, которые уже не работали в коллективах, их приглашали петь в храм, они своей академической манерой пели на клиросе.

Анатолий Гринденко:

— Конечно, да. Кроме того, в советское время, да и сейчас большей частью для многих певчих это заработок денег. К сожалению. Это гармоническое пение — очень хорошая почва для проходимцев, так скажем, которые используют храм только для заработка приличного. К сожалению, не каждый священник спросит, крещен ли поющий. Это не очень правильно. Знаменный распев гораздо сложнее, потому что знаменным распевом, во-первых, скучно петь. Мы, например, когда начинали, первое впечатление у певцов, первая встреча со знаменным распевом удивляла. Но как только человек выучивает это песнопение, он теряет к нему интерес. Этот интерес надо каждый раз подогревать. Интересно то, что те песнопения, которые были самые сложные для нас психологически, сейчас самые любимые.

Константин Мацан:

— Например?

Анатолий Гринденко:

— Ну, например, «Тебе Одеющагося». Это долгое песнопение и невероятно изматывающее басов и верха и середину. То же строчное пение, где сплошные диссонансы слышны. Поначалу они обескураживают, но потом когда человек привыкает, он уже нуждается в этом. От этих песнопений исходит такая энергия радостная, в которой человек уже нуждается. Это я уже по опыту замечаю и вижу.

Константин Мацан:

— Давайте, что-нибудь еще послушаем.

Анатолий Гринденко:

— Поставьте «Ныне силы Небесные». Это один из образцов работы собственно распевщика. Это знаменный распев, которому просто приделан в терцию второй голос и сверху исон, то есть этот бурдонный звук, и всё. То есть, тут нет, как таковой, авторской работы. Но притом, что здесь нет чувственности, но энергия и чувства есть. Но чувства другого порядка, это преображенные уже чувства. Слушаем. «Ныне силы Небесные».

Звучит песнопение

Константин Мацан:

— Анатолий Гринденко, основатель и руководитель мужского хора «Древнерусский распев» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Только что мы слышали песнопение в исполнении «Древнерусского распева». Я напомню, что 26 апреля «Древнерусский распев» выступает на сцене Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича в рамках фестиваля великопостных концертов, где соберутся разные, в том числе легендарные, исполнители православных песнопений. Пройдет этот фестиваль с 14 по 28 апреля. Мы сегодня говорим о знаменном распеве. Я бы хотел немножечко сделать шаг в сторону от конкретно именно и только темы церковного пения и спросить вас о вашем опыте музыкальном в целом, у вас есть очень разнообразный музыкальный опыт, послужной список. Вы не только основатель и дирижер мужского хора, вы исполнитель на виола да гамба, очень необычном для массового слушателя музыкальном инструменте, чем-то похожем на виолончель. Вы сейчас практикуете до сих пор, гастролируете, выступаете с виола да гамба?

Анатолий Гринденко:

— Ну да, это моя работа, я зарабатываю деньги на жизнь.

Константин Мацан:

— Но там, я так понимаю, репертуар виола да гамба далек тематически от православной музыки. Или нет?

Анатолий Гринденко:

— Ну конечно, далек. Абсолютно это разные вещи, как примерно какой-нибудь купальник хорош на пляже, но не в концертном зале.

Константин Мацан:

— Я почему об этом спрашиваю? Потому что знаю, что среди тех, кто исполняет церковную музыку, иногда встречается некоторое пренебрежение ко всей остальной музыке. Вот есть музыка церковная, она богослужебная, она по-настоящему восхваляет Творца Создателя, служит высокой цели. А если мы посмотрим с этой точки зрения на остальную музыку, то это уже отход от чего-то важного больше в сторону развлечения. Как будто музыка, изначально возникшая в лоне религии, от своего источника оторвалась, во что-то самостоятельное, автономное превратилась, апеллирует уже только к чувству, но не к духу, и в этом смысле человек, который познал вкус церковной музыки, уже не может целиком насладиться, отдаться и поверить в музыку не церковную. Что вы по этому поводу чувствуете?

Анатолий Гринденко:

— Дело в том, что я почему стал играть на виола да гамбе? Потому что это старинный инструмент, добаховский. Тогда еще музыка не совсем еще оторвалась от пуповины, и кантус фирмус — основной голос — который брался из григорианских хоралов, составлял сердцевину песнопений. Этот кантус фирмус влиял на все сочинительство. Эти граунды английские, когда на один и тот же мотив нанизываются вариации, такой минимализм с большим количеством вариаций и разнообразия. Это как раз сродни четкам. У Бибара даже есть такое произведение «Четки», это вариации скрипичные. Моя любимая музыка, которую я очень люблю — ренессанс и раннее барокко. Тот же Дженкинс, Шенк — это музыка, которая не имеет психологической нагрузки, она ничего не изображает, это чистая музыка. Тот материал, который там существует, абсолютно математичен. В то время композиторы были прежде всего математики, математика входила в обязанность, математика, астрономия, музыка, еще риторика, по-моему. Я очень люблю Бетховена, но дальше Баха мне не хочется, мне не интересна музыка, которая звучит после Баха. Бах это, конечно, величайшее существо, он написал три сонаты, которые играют виолончелисты, хотя они написаны именно для виола да гамбы, но это совершенно другой инструмент. Виолончель это не продолжение виола да гамбы.

Константин Мацан:

— Тогда у меня, может быть, философский вопрос. А не чувствует ли себя человек в такой позиции, как ваша, несколько одиноким сегодня, если вокруг концертные залы, люди ходят в филармонии, слушают музыку после Баха, восхищаются Чайковским, Рахманиновым, Бетховеном, Вагнером, а для вас, изнури вашего мировоззрения, это все немножко не обязательное.

Анатолий Гринденко:

— Нет. Жизнь есть жизнь, мало ли что вокруг происходит. Я понимаю, выбор огромный у людей. Я, честно говоря, не знаю, что тут сказать, но я знаю, что тот же Бетховен, если играть его так, как он писал, то это будет немножко не так, как сейчас играют. Алеша Любимов, например, играет Бетховена на исторических инструментах, и действительно Бетховен совершенно по-другому звучит. Или тот же Чайковский, играют Первый концерт Чайковского, заколачивая гвозди: бум-бум-бум. Там вообще что-то такое несусветное. Но Чайковский писал другую музыку на самом деле. Тут какой-то Гедике получается, а не Чайковский. Вот эти быстрые места ти-ти-ти-ти, такая мелкотня и что-то такое озорное, якобы. Это абсолютно глубоко страдальческий человек. Та легкость и та полетность, которая там должна быть, обретается очень в редких исполнителях. Я и Моцарта ни одного исполнения не могу найти. Я очень люблю Моцарта, но я ни одного исполнения Моцарта не слышал в мире вообще, которое бы мне понравилось. Ни на скрипке, ни на фортепиано. Это касается и Гайдна, между прочим. Разумеется, Шопена играют потрясающе многие, потому что это их музыка. Вот эта стихия психологии. Что такое психология? Психология это временное явление, которое связано с концом жизни. Психология это жизнь, которая приходит к смерти. Поэтому смертность лежит печатью на всех совершенно гениальных произведениях. Но об этом много можно говорить.

Константин Мацан:

— Есть такой известный исторический пример, что русский философ Евгений Николаевич Трубецкой пережил религиозное обращение, слушая исполнение в Московской консерватории Девятой симфонии Бетховена. Может ли, как вам кажется, в не церковной музыке человеку открыться Бог?

Анатолий Гринденко:

— Мне кажется, что так теоретически может быть, практически вряд ли. Я учился в ЦМШ, в нашем классе 16 человек было, из всего класса один только человек пришел к Богу, отец Владимир Янгичер он сейчас, служит в Иудино, под Троице-Сергиевой лаврой. Потом, я смотрю, очень многие музыканты играют Баха, при этом абсолютно не веря в Христа. Я вообще не понимаю, как можно? Для меня музыка, Баха та же, это свидетельство о Христе, так и воспринимал эту музыку Бах, и заказы, которые он выполнял, были церковные заказы. Как можно свидетельствовать о том, во что не веришь? Для меня это загадка. Не знаю. Я не думаю, что человек, который внутри пуст, вдруг наполнится тем же Бахом. Нет, может быть, он будет потрясен, но это потрясение быстренько испарится после первого же глотка шампанского. Музыка действительно не про то, она для меня наподобие горных вершин. В конце концов, сирийские святые не слышали Баха, они не могли, естественно слышать, но они не видели гор, например. Они что много потеряли от этого? Нет.

Константин Мацан:

— Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Я напомню, что с 14 по 28 апреля на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича пройдут великопостные концерты. Один из участников этих концертов — это мужской хор «Древнерусский распев», 26 апреля концерт «Древнерусского распева» на этой сцене. А его основатель и руководитель Анатолий Гринденко был сегодня гостем программы «Светлый вечер». Давайте мы, Анатолий Тихонович, под занавес нашего разговора что-то еще в исполнении вашего коллектива послушаем.

Анатолий Гринденко:

— Ирмос «Не рыдай Мене, Мати», в этот момент на богослужении поднимается плащаница и заносится в алтарь. Эти авторские произведения звучат, а посмотрите, насколько мощно звучит оригинальный знаменный распев.

Константин Мацан:

— Ну что ж, слушаем. Спасибо огромное. Это был «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан. Мы вас оставляем наедине с музыкой.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем