
Модест Петрович Мусоргский
Изображение: https://clck.ru/35Euua
В Кареве, псковском имении дворян Мусоргских, был большой приём. Со всей округи съехались гости. Хозяйка дома, Юлия Ивановна, заметно волновалась. На то была веская причина. Впервые перед публикой предстояло выступить её семилетнему сыну Модесту. Модинька — так ласково звали мальчика дома — был очень способным ребёнком. Юлия Ивановна сама обучала его игре на фортепиано. Музыкальная наука давалась маленькому Модесту на удивление легко. Впрочем, мать уже с первых дней жизни сына замечала, что он по-особенному реагирует на музыку. Когда Юлия Ивановна пела Модиньке колыбельные, мальчик вместо того, чтобы засыпать, ещё шире открывал глазки, улыбался, и радостно гулил. Казалось, это было совсем недавно. И вот уже Модест, серьёзный и сосредоточенный, сидел за роялем перед гостями в парадной зале. И неизвестно, кто больше переживал по поводу предстоящего выступления: сам Модинька, или Юлия Ивановна. Руки мальчика коснулись клавиш, и полилась музыка. Модест играл сонату Ференца Листа. С чувством, без единой ошибки — трудно было поверить, что юному пианисту всего-то семь лет от роду! Зрители аплодировали. А Юлия Ивановна украдкой утирала слёзы радости за сына.
Это был первый триумф великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Автор знаменитых опер «Хованщина» и «Борис Годунов» не раз в своей жизни говорил, что талантом и вдохновением обязан матери. Юлия Ивановна была для него примером во всём. Добрая, кроткая, сострадательная. «Святая женщина», — так говорил он о матери в письмах к своему другу и учителю, композитору Милию Балакиреву. Юлия Ивановна потеряла двоих детей — они умерли во младенчестве. Третий ребёнок родился таким слабым, что врачи заявили: долго не проживёт. Поэтому, когда в марте 1839-го на свет появился Модинька — здоровый, крепкий малыш — Юлия Ивановна все свои надежды на будущее вложила в него. В мечтах Модест представлялся ей прославленным полководцем. Мать всерьёз задумывалась о военной карьере для сына. Вместе с тем с самых ранних лет она начала прививать ребёнку любовь к искусству. Уже в три года Модинька сел за рояль. Маленькими пальчиками он перебирал клавиши. А Юлия Ивановна сидела рядом и терпеливо объясняла, что такое ноты и как звучит каждая из них. Когда Модест подрос, они вместе с матерью стали посещать театры и концерты. А после, дома, обсуждали увиденное и услышанное. Всё это вдохновляло мальчика, и вскоре он сам начал сочинять небольшие музыкальные произведения. На тринадцатилетие Юлия Ивановна сделала сыну подарок — издала его первые композиторские опыты.
Неудивительно, что, поступив по желанию матери в Школу гвардейских прапорщиков, Модест не слишком интересовался военной наукой. Музыка занимала все его мысли. Юлия Ивановна видела это, и не стала чинить сыну препятствий, когда он решил оставить военную карьеру. Наоборот — помогла приобрести хороший инструмент, наняла лучших преподавателей. Она искренне верила в талант сына и благословила его на путь в искусстве.
Горячо любимой матери Мусоргский посвятил свои самые проникновенные произведения. Например, полную светлой грусти пьесу для фортепиано, которую назвал «Из воспоминаний детства». Другое своё сочинение — композицию «Молитва» на стихи Лермонтова, Модест Петрович тоже написал в память о любимой матушке. «Посвящается Юлии Ивановне Мусоргской», — было напечатано на нотном листе.
Композитор любил свою мать благоговейно, свидетельствовали близкие друзья Мусоргского. «Родная, чистая душа», — говорил он о ней. И в такие минуты глаза его всегда светились счастьем.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема