
Модест Петрович Мусоргский
Изображение: https://clck.ru/35Euua
В Кареве, псковском имении дворян Мусоргских, был большой приём. Со всей округи съехались гости. Хозяйка дома, Юлия Ивановна, заметно волновалась. На то была веская причина. Впервые перед публикой предстояло выступить её семилетнему сыну Модесту. Модинька — так ласково звали мальчика дома — был очень способным ребёнком. Юлия Ивановна сама обучала его игре на фортепиано. Музыкальная наука давалась маленькому Модесту на удивление легко. Впрочем, мать уже с первых дней жизни сына замечала, что он по-особенному реагирует на музыку. Когда Юлия Ивановна пела Модиньке колыбельные, мальчик вместо того, чтобы засыпать, ещё шире открывал глазки, улыбался, и радостно гулил. Казалось, это было совсем недавно. И вот уже Модест, серьёзный и сосредоточенный, сидел за роялем перед гостями в парадной зале. И неизвестно, кто больше переживал по поводу предстоящего выступления: сам Модинька, или Юлия Ивановна. Руки мальчика коснулись клавиш, и полилась музыка. Модест играл сонату Ференца Листа. С чувством, без единой ошибки — трудно было поверить, что юному пианисту всего-то семь лет от роду! Зрители аплодировали. А Юлия Ивановна украдкой утирала слёзы радости за сына.
Это был первый триумф великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Автор знаменитых опер «Хованщина» и «Борис Годунов» не раз в своей жизни говорил, что талантом и вдохновением обязан матери. Юлия Ивановна была для него примером во всём. Добрая, кроткая, сострадательная. «Святая женщина», — так говорил он о матери в письмах к своему другу и учителю, композитору Милию Балакиреву. Юлия Ивановна потеряла двоих детей — они умерли во младенчестве. Третий ребёнок родился таким слабым, что врачи заявили: долго не проживёт. Поэтому, когда в марте 1839-го на свет появился Модинька — здоровый, крепкий малыш — Юлия Ивановна все свои надежды на будущее вложила в него. В мечтах Модест представлялся ей прославленным полководцем. Мать всерьёз задумывалась о военной карьере для сына. Вместе с тем с самых ранних лет она начала прививать ребёнку любовь к искусству. Уже в три года Модинька сел за рояль. Маленькими пальчиками он перебирал клавиши. А Юлия Ивановна сидела рядом и терпеливо объясняла, что такое ноты и как звучит каждая из них. Когда Модест подрос, они вместе с матерью стали посещать театры и концерты. А после, дома, обсуждали увиденное и услышанное. Всё это вдохновляло мальчика, и вскоре он сам начал сочинять небольшие музыкальные произведения. На тринадцатилетие Юлия Ивановна сделала сыну подарок — издала его первые композиторские опыты.
Неудивительно, что, поступив по желанию матери в Школу гвардейских прапорщиков, Модест не слишком интересовался военной наукой. Музыка занимала все его мысли. Юлия Ивановна видела это, и не стала чинить сыну препятствий, когда он решил оставить военную карьеру. Наоборот — помогла приобрести хороший инструмент, наняла лучших преподавателей. Она искренне верила в талант сына и благословила его на путь в искусстве.
Горячо любимой матери Мусоргский посвятил свои самые проникновенные произведения. Например, полную светлой грусти пьесу для фортепиано, которую назвал «Из воспоминаний детства». Другое своё сочинение — композицию «Молитва» на стихи Лермонтова, Модест Петрович тоже написал в память о любимой матушке. «Посвящается Юлии Ивановне Мусоргской», — было напечатано на нотном листе.
Композитор любил свою мать благоговейно, свидетельствовали близкие друзья Мусоргского. «Родная, чистая душа», — говорил он о ней. И в такие минуты глаза его всегда светились счастьем.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер