
«Вся жизнь человека по воле Спасителя Бога должна быть непрерывным подвигом». Эти слова принадлежат выдающемуся миссионеру и архипастырю — митрополиту Харбинскому Мефодию, и он подтвердил их своей жизнью.
В миру его звали Маврикий. Богослужение и Священное Писание — вот первая и главная школа, которую прошёл Маврикий, родившийся в потомственной священнической семье и впоследствии окончивший Томскую духовную семинарию. В 1882-м году, в возрасте двадцати шести лет, он стал трудиться в Алтайской духовной миссии. А в 1893-м году возглавил её уже как монах в сане архимандрита, а затем епископа.
В 1898-м году владыка Мефодий был назначен на Забайкальскую кафедру с центром в Чите. Огромная епархия была ещё плохо устроена, и епископ Мефодий старательно принялся за труды: построил в Чите и других местах новые храмы, начал издавать «Забайкальские епархиальные ведомости», развивал миссионерское училище, возобновил традицию многолюдного крестного хода из Читы в село Иргень.
Тёплое время года владыка проводил в поездках, навещая отдалённые миссионерские станы, общаясь как с православными (включая каторжников), так и с бурятами-язычниками.
Епископ Мефодий остро переживал о тех, кто подвергся несправедливости. Так, он неоднократно приходил на суды, чтобы свидетельствовать в защиту оклеветанных людей. Это касается и процессов над некоторыми священниками, которые во время революционной смуты 1905-1907-х годов были обвинены в неблагонадёжности.
Когда в Россию хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, владыка Мефодий добился, чтобы им дали законное право на проживание в России. Кроме того, среди беженцев была начата православная проповедь, что привело к появлению общин православных корейцев.
В 1914-м году епископ Мефодий был переведён на Оренбургскую кафедру. Он организовал проведение бесед о вере для народа, создал миссионерские школы, возобновил проповедь Православия мусульманам, стал бороться с сектами, в том числе издавая просветительские листки.
Участвовал он и в работе местного общества трезвости. Особой его заботой как во время служения в Сибири, так и в Оренбурге было церковное пение: владыка Мефодий учил, чтобы на клиросе пели чётко и понятно, а также распространял общенародное пение в храмах.
На оренбургской земле епископ Мефодий встретил Первую Мировую войну и революцию. Всеми силами он пытался примирить «белых» и «красных». Владыка говорил: «Спаситель Бог посетил Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлён терпением праведного Иова».
В результате гражданской войны епископ Мефодий вместе с сотнями тысяч русских людей эмигрировал в Китай, возглавив Харбинскую епархию. К моменту его смерти в 1931-м году в епархии было два монастыря и сорок шесть храмов, из которых двадцать два были созданы усилиями владыки.
Епископ Мефодий для помощи беженцам создал знаменитый приют «Дом-Убежище», где одновременно могли получать питание и медицинскую помощь сто сорок человек.
Для тысяч русских людей владыка Мефодий стал утешителем и помощником в страшной беде, обрушившейся на наш народ. О его жизни можно сказать словами святого апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема