Гора Митридат возвышается над Керченским проливом на 91 метр и является визитной карточкой города-героя Керчь. Склоны Митридата хранят следы истории одного из древнейших городов мира, возраст которого насчитывает более 26 веков: здесь располагался античный город Пантикапей, столица Боспорского царства. Гора названа по имени понтийского царя Митридата VI Евпатора (132-63 годы до Рождества Христова), которое означает «дар Митры» (персидского бога Солнца).
Потомок персидских царей Кира и Дария, Митридат был выдающейся личностью: высоко образованный, он свободно владел 22 языками. Он стремился — ни много, ни мало — сокрушить могущественную Римскую империю. Митридат неоднократно становился победителем легионов сената, но все же потерпел поражение в этой борьбе. Чтобы не попасть в плен к врагам, Митридат приказал заколоть себя. Произошло это в 63 г. до Рождества Христова на террасе дворца, который некогда украшал гору Митридат. До сих пор ходят легенды о несметных сокровищах царя, хранящихся в подземельях его замка.
За прошедшие тысячелетия на горе Митридат произошло много исторических событий, в числе которых — расцвет и гибель Боспорского царства. На ее вершине находился акрополь боспорской знати Пантикапея, стояли великолепные дворцы знати, величественные храмы, возведенные в честь греческих богов. Под жилой застройкой находится гигантский некрополь, частично разрушенный ходами, прорытыми грабителями - охотниками за древностями. Археологи и спелеологи считают, что гора Митридат скрывает в себе более 3,5 тысяч древних склепов, из которых учеными исследованы лишь несколько сотен.
На вершине горы Митридат побывал в 1820 году и Александр Пушкин. Вот что писал он брату: "Здесь увижу я следы Митридатова гроба, здесь увижу я следы Пантикапея — думал я".
На вершину горы ведет Большая Митридатская лестница, построенная в 1833-1840 годах и насчитывающая 423 ступени. Великолепный архитектурный памятник, выполненный в стиле классицизма, создан архитектором Александром Дигби— итальянским зодчим, работавшим в России. Большая Митридатская лестница украшена скульптурами грифонов. Грифон, изображение которого есть на гербе Керчи, является символом города.
В советскую историю гора Митридат вошла как место героических сражений за освобождение Керчи в годы Великой Отечественной войны. Здесь, на ее вершине, 11 апреля 1944 года в ходе Крымской наступательной операции десантники 318 Новороссийской стрелковой дивизии под командованием полковника Гладкова водрузили Красное знамя. С тех пор 11 апреля отмечается как День освобождения Керчи, а на вершине Митридата в память о героических боях возвышается Обелиск Славы, установленный в 1944 году. Рядом с ним, на так называемом Первом кресле Митридата, откуда, по преданию, понтийский царь любовался Черным морем, горит Вечный огонь.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.