— Здравствуйте!
— Добрый день, девочка.
— Вы не могли бы мне помочь? Вы же сотрудник Третьяковской галереи?
— Верно. И постараюсь быть тебе полезной. Меня зовут Маргарита Константиновна.
— А я Настя. Скажите, пожалуйста, какая из картин Нестерова самая ценная?
— Ценная? Ты меня озадачила... Чем можно измерить ценность картины? А почему ты спросила?
— Нам на уроке изобразительного искусства задали написать сочинение «Моя любимая картина Нестерова». А я не знаю, как можно любить картину. Решила написать про самую ценную!
— Что ж, давай для начала рассмотрим полотно, которым особенно дорожил сам художник. Называется оно «Видение отроку Варфоломею». Скажи, что ты на нём видишь?
— Вижу странного человека в черной одежде и мальчика-пастушка.
— Этот мальчик — святой Сергий Радонежский, слышала о таком?
— Да, мне мама рассказывала о нём. А где же тогда отрок Варфоломей?
— Он и есть Варфоломей. Так Радонежского святого звали, пока он не принял монашество с именем Сергий. В детстве Варфоломею не давалась грамота. Мальчик горячо просил у Христа помощи, и ему явился Божий посланник в иноческом образе. Ангел благословил отрока, вручил кусочек просфоры — освящённого хлеба — и сказал: «Возьми, чадо, в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». С тех пор учение Варфоломею стало в радость. Именно этот фрагмент жития Сергия Радонежского проиллюстрировал Нестеров. Ангела он изобразил под видом монаха — видишь, вокруг его головы золотое сияние.
— А почему у художника к этой картине было особое отношение? Сергий Радонежский ему помог в чём-то?
— В младенчестве Михаил тяжело заболел. Выжил, по свидетельству его матери, благодаря заступничеству преподобного Сергия, которому она горячо молилась. Но дело не только в этом.
— А в чем ещё?
— Понимаешь, Настя, Михаил Нестеров не был человеком тихим и кротким. Современник и коллега художника, Александр Бенуа, говорил о нём: «Мучительно сложная натура». А в этой картине, в её тематике, колорите, настроении, живописец находил покой. Работая над ней, он словно перемещался в пространство Божьего мира, где живут, как говорится в одной молитве, «во всяком благочестии и чистоте».
— Перемещался как в Нарнию ?
— О, какое глубокое замечание! Хотя аналогию между живописью Нестерова и замечательной книгой Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» и нельзя назвать абсолютно точной. Английский писатель предположил, как Бог мог явить себя в мире, отличном от нашего. А Нестеров в своих полотнах показывает, сколько благодатных впечатлений дарят человеку дни на земле, если он с Богом. На картине «Видение отроку Варфоломею» Михаилу Васильевичу удалось тонко отобразить момент чуда, когда земное бытие сливается с небесным и преображается.
— А ведь правда! И это поле, и деревья, и небо на картине — они как в деревне, где дача у нас, но... Особенные. Природа словно понимает, что происходит с Варфоломеем, и... улыбается.
— Знаешь, Настя, Михаил Нестеров обрадовался бы твоим словам. Он говорил: «Если через тридцать, пятьдесят лет после моей смерти „Отрок Варфоломей“ ещё что-то будет говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Прошло вот уже восемьдесят лет, и ты доказала сейчас, что и вашему поколению понятно творение художника.
— А еще я поняла, что значит любить картину. Смотришь на неё, и на душе становится теплее.
— Ты приходи в Третьяковскую галерею почаще, Настя. Мы с тобой и с другими картинами познакомимся, и у «Видения отроку Варфоломею» ещё постоим. Это полотно помогает увидеть в преображённом свете родину — твою, мою, Михаила Нестерова и Сергия Радонежского. И почувствовать, что наша общность — в Боге...
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди