Картина «Видение отроку Варфоломею» была очень дорога её автору, Михаилу Нестерову. На ней художник проиллюстрировал момент жития святого Сергия Радонежского, когда будущий подвижник получил ответ на свои горячие молитвы Богу о помощи в обучении грамоте.

— Здравствуйте!
— Добрый день, девочка.
— Вы не могли бы мне помочь? Вы же сотрудник Третьяковской галереи?
— Верно. И постараюсь быть тебе полезной. Меня зовут Маргарита Константиновна.
— А я Настя. Скажите, пожалуйста, какая из картин Нестерова самая ценная?
— Ценная? Ты меня озадачила... Чем можно измерить ценность картины? А почему ты спросила?
— Нам на уроке изобразительного искусства задали написать сочинение «Моя любимая картина Нестерова». А я не знаю, как можно любить картину. Решила написать про самую ценную!
— Что ж, давай для начала рассмотрим полотно, которым особенно дорожил сам художник. Называется оно «Видение отроку Варфоломею». Скажи, что ты на нём видишь?
— Вижу странного человека в черной одежде и мальчика-пастушка.
— Этот мальчик — святой Сергий Радонежский, слышала о таком?
— Да, мне мама рассказывала о нём. А где же тогда отрок Варфоломей?
— Он и есть Варфоломей. Так Радонежского святого звали, пока он не принял монашество с именем Сергий. В детстве Варфоломею не давалась грамота. Мальчик горячо просил у Христа помощи, и ему явился Божий посланник в иноческом образе. Ангел благословил отрока, вручил кусочек просфоры — освящённого хлеба — и сказал: «Возьми, чадо, в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». С тех пор учение Варфоломею стало в радость. Именно этот фрагмент жития Сергия Радонежского проиллюстрировал Нестеров. Ангела он изобразил под видом монаха — видишь, вокруг его головы золотое сияние.
— А почему у художника к этой картине было особое отношение? Сергий Радонежский ему помог в чём-то?
— В младенчестве Михаил тяжело заболел. Выжил, по свидетельству его матери, благодаря заступничеству преподобного Сергия, которому она горячо молилась. Но дело не только в этом.
— А в чем ещё?
— Понимаешь, Настя, Михаил Нестеров не был человеком тихим и кротким. Современник и коллега художника, Александр Бенуа, говорил о нём: «Мучительно сложная натура». А в этой картине, в её тематике, колорите, настроении, живописец находил покой. Работая над ней, он словно перемещался в пространство Божьего мира, где живут, как говорится в одной молитве, «во всяком благочестии и чистоте».
— Перемещался как в Нарнию ?
— О, какое глубокое замечание! Хотя аналогию между живописью Нестерова и замечательной книгой Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» и нельзя назвать абсолютно точной. Английский писатель предположил, как Бог мог явить себя в мире, отличном от нашего. А Нестеров в своих полотнах показывает, сколько благодатных впечатлений дарят человеку дни на земле, если он с Богом. На картине «Видение отроку Варфоломею» Михаилу Васильевичу удалось тонко отобразить момент чуда, когда земное бытие сливается с небесным и преображается.
— А ведь правда! И это поле, и деревья, и небо на картине — они как в деревне, где дача у нас, но... Особенные. Природа словно понимает, что происходит с Варфоломеем, и... улыбается.
— Знаешь, Настя, Михаил Нестеров обрадовался бы твоим словам. Он говорил: «Если через тридцать, пятьдесят лет после моей смерти "Отрок Варфоломей" ещё что-то будет говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Прошло вот уже восемьдесят лет, и ты доказала сейчас, что и вашему поколению понятно творение художника.
— А еще я поняла, что значит любить картину. Смотришь на неё, и на душе становится теплее.
— Ты приходи в Третьяковскую галерею почаще, Настя. Мы с тобой и с другими картинами познакомимся, и у «Видения отроку Варфоломею» ещё постоим. Это полотно помогает увидеть в преображённом свете родину — твою, мою, Михаила Нестерова и Сергия Радонежского. И почувствовать, что наша общность — в Боге...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия «Милосердие» помогает в самых разных ситуациях

Александр Семёнович — врач из небольшого города в Ивановской области. В медицине мужчина 48 лет, большую часть жизни он посвятил работе в онкодиспансере. За столько времени врач-реаниматолог спас многих людей. Но однажды помощь понадобилась ему самому. Александр Семёнович заболел, у него обнаружили опухоль головного мозга. Из-за неё пришлось оставить операционную. Но несмотря на диагноз Александр Семёнович из медицины не ушёл. Теперь он работает в хосписе, помогает неизлечимым пациентам — облегчает симптомы их болезни.
Сам мужчина вынужден каждый день принимать лекарство, которое сдерживает рост опухоли. Курс препарата на месяц превышает зарплату врача из глубинки, а прерывать терапию нельзя. Оказавшись в такой непростой ситуации, Александр Семёнович решил обратиться за поддержкой. И позвонил на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70 70 222. Это благотворительный проект Русской Православной Церкви — круглосуточная служба, куда можно обратиться в любой ситуации. Сотрудники горячей линии при поддержке благотворителей собрали средства и закупили необходимый для врача препарат на полгода вперёд.
Сейчас Александр Семёнович продолжает трудиться в хосписе, уже не переживая о том, где взять деньги на лекарство. Он рад, что может продолжать своё служение — оказывать людям из глубинки профессиональную медицинскую помощь.
Ежедневно на горячую церковную линию «Милосердие» поступают сотни обращений. Вы можете поддержать проект и тоже стать творцом добрых дел. Для этого переходите на церковную платформу «Поможем», и пусть хороших историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов