Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоламею» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоламею»

* Поделиться

— Здравствуйте!

— Добрый день, девочка.

— Вы не могли бы мне помочь? Вы же сотрудник Третьяковской галереи?

— Верно. И постараюсь быть тебе полезной. Меня зовут Маргарита Константиновна.

— А я Настя. Скажите, пожалуйста, какая из картин Нестерова самая ценная?

— Ценная? Ты меня озадачила... Чем можно измерить ценность картины? А почему ты спросила?

— Нам на уроке изобразительного искусства задали написать сочинение «Моя любимая картина Нестерова». А я не знаю, как можно любить картину. Решила написать про самую ценную!

— Что ж, давай для начала рассмотрим полотно, которым особенно дорожил сам художник. Называется оно «Видение отроку Варфоломею». Скажи, что ты на нём видишь?

— Вижу странного человека в черной одежде и мальчика-пастушка.

— Этот мальчик — святой Сергий Радонежский, слышала о таком?

— Да, мне мама рассказывала о нём. А где же тогда отрок Варфоломей?

— Он и есть Варфоломей. Так Радонежского святого звали, пока он не принял монашество с именем Сергий. В детстве Варфоломею не давалась грамота. Мальчик горячо просил у Христа помощи, и ему явился Божий посланник в иноческом образе. Ангел благословил отрока, вручил кусочек просфоры — освящённого хлеба — и сказал: «Возьми, чадо, в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». С тех пор учение Варфоломею стало в радость. Именно этот фрагмент жития Сергия Радонежского проиллюстрировал Нестеров. Ангела он изобразил под видом монаха — видишь, вокруг его головы золотое сияние.

— А почему у художника к этой картине было особое отношение? Сергий Радонежский ему помог в чём-то?

— В младенчестве Михаил тяжело заболел. Выжил, по свидетельству его матери, благодаря заступничеству преподобного Сергия, которому она горячо молилась. Но дело не только в этом.

— А в чем ещё?

— Понимаешь, Настя, Михаил Нестеров не был человеком тихим и кротким. Современник и коллега художника, Александр Бенуа, говорил о нём: «Мучительно сложная натура». А в этой картине, в её тематике, колорите, настроении, живописец находил покой. Работая над ней, он словно перемещался в пространство Божьего мира, где живут, как говорится в одной молитве, «во всяком благочестии и чистоте».

— Перемещался как в Нарнию ?

— О, какое глубокое замечание! Хотя аналогию между живописью Нестерова и замечательной книгой Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» и нельзя назвать абсолютно точной. Английский писатель предположил, как Бог мог явить себя в мире, отличном от нашего. А Нестеров в своих полотнах показывает, сколько благодатных впечатлений дарят человеку дни на земле, если он с Богом. На картине «Видение отроку Варфоломею» Михаилу Васильевичу удалось тонко отобразить момент чуда, когда земное бытие сливается с небесным и преображается.

— А ведь правда! И это поле, и деревья, и небо на картине — они как в деревне, где дача у нас, но... Особенные. Природа словно понимает, что происходит с Варфоломеем, и... улыбается.

— Знаешь, Настя, Михаил Нестеров обрадовался бы твоим словам. Он говорил: «Если через тридцать, пятьдесят лет после моей смерти „Отрок Варфоломей“ ещё что-то будет говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я». Прошло вот уже восемьдесят лет, и ты доказала сейчас, что и вашему поколению понятно творение художника.

— А еще я поняла, что значит любить картину. Смотришь на неё, и на душе становится теплее.

— Ты приходи в Третьяковскую галерею почаще, Настя. Мы с тобой и с другими картинами познакомимся, и у «Видения отроку Варфоломею» ещё постоим. Это полотно помогает увидеть в преображённом свете родину — твою, мою, Михаила Нестерова и Сергия Радонежского. И почувствовать, что наша общность — в Боге...

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем