Главный герой картины Михаила Нестерова «Пустынник» — монах Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художнику пришлось долго уговаривать старца позировать ему. Слава Богу, он согласился, и живописцу удалось запечатлеть светлый образ его чистой души.

«Пустынник» Михаил Нестеров, 1888 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Настенька, здравствуй! Рада снова видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Как хорошо, что мы встретились! Я хотела с вами поделиться. Нам учительница рисования на уроке посоветовала, приходя в художественный музей, сосредоточить внимание на какой-то одной картине. Но ведь тогда не увидишь многих других произведений! Как вы думаете?
— Я думаю, что учительница дала мудрый совет. Беглое рассматривание десятков полотен не даст уму и сердцу столько пищи, сколько подарит вдумчивое знакомство с одной картиной. Если какое-то произведение искусства привлекло твоё внимание — остановись перед ним, прислушайся к своим чувствам, поразмышляй над тем, что хотел сказать художник. Не стоит спешить в другие залы музея.
— Вы меня успокоили! А то я застыла возле картины Михаила Нестерова «Пустынник», и не могу отойти. А сама переживаю, что больше ничего не увижу сегодня.
— Переживать не о чем. А от картины «Пустынник» и в самом деле трудно оторваться. Я сама не раз подолгу созерцала образ старенького монаха на фоне неяркого осеннего пейзажа над рекой. Это первая значительная работа Нестерова. Михаил Васильевич написал её в 1888 году, ему было на тот момент всего двадцать шесть лет. Но в картине уже присутствует неповторимый авторский стиль, в ней проявилось умение живописца затронуть струны в душах людей.
— Вот точно — струны! У меня как будто грустная мелодия в душе звучит. Вам тоже жалко этого старичка?
— Нет, я не испытываю жалости, когда смотрю на героя картины.
— Но почему? Вы только посмотрите, какой он старенький — весь седой, как тяжело опирается на палку. И одет бедно, не по погоде. На ногах у него лапти, подвязанные верёвками. А ведь на улице холодно — деревья жёлтые и снег лежит на пожухлой траве.
— Да, на картине изображена поздняя осень. Лес на горизонте почти утратил свой золотой наряд, и тропа заиндевела. Но монаха согревает молитва. Согревает, утешает, радует. Взгляни на выражение его лица — сосредоточенное и спокойное.
— А что за накидка на плечах у старичка? Тонкая, прозрачная...
— Это мантия, часть монашеского облачения. Она символизирует силу Божию, покрывающую монаха, её ещё называют плащом спасения. Старец поднял руку, и ткань просвечивает на солнце. В этой прозрачности край мантии стал похож на крыло. Так Михаил Нестеров подчеркнул окрылённость своего героя, его устремлённость к миру горнему, отрешённость от всего земного.
— Маргарита Константиновна, а известно, что это за старец? Откуда он, как его зовут?
— Да, Настенька, известно. На картине Михаила Нестерова изображён монах по имени Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художник часто приезжал паломником в этот монастырь. Однажды на богослужении он обратил внимание на старца, лицо которого светилось добротой. Михаил Васильевич стал уговаривать скромного инока позировать для картины. Тот долго отказывался, но потом всё-таки согласился. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый, чтобы ухватить светлый образ старенького монаха.
— Интересно, а как Гордей стал таким светлым? Что нужно делать, чтобы лицо светилось добротой?
— Конечно же, у монаха никогда не было цели как-то по-особенному выглядеть. Он лишь искал общения с Богом, старался стать к Нему ближе. Для этого есть лишь один способ — покаяние, то есть, преодоление пороков. Взгляни на полотно — монах идёт, попирая собственную тень. И это символ противостояния своей тёмной стороне, страстям, которые мешают уподобиться Христу. Картина Михаила Нестерова «Пустынник» — бессловесный рассказ о том, как рождается святость. И он доступен каждому, кто вдумчиво созерцает это полотно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица