Главный герой картины Михаила Нестерова «Пустынник» — монах Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художнику пришлось долго уговаривать старца позировать ему. Слава Богу, он согласился, и живописцу удалось запечатлеть светлый образ его чистой души.
— Настенька, здравствуй! Рада снова видеть тебя в Третьяковской галерее!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Как хорошо, что мы встретились! Я хотела с вами поделиться. Нам учительница рисования на уроке посоветовала, приходя в художественный музей, сосредоточить внимание на какой-то одной картине. Но ведь тогда не увидишь многих других произведений! Как вы думаете?
— Я думаю, что учительница дала мудрый совет. Беглое рассматривание десятков полотен не даст уму и сердцу столько пищи, сколько подарит вдумчивое знакомство с одной картиной. Если какое-то произведение искусства привлекло твоё внимание — остановись перед ним, прислушайся к своим чувствам, поразмышляй над тем, что хотел сказать художник. Не стоит спешить в другие залы музея.
— Вы меня успокоили! А то я застыла возле картины Михаила Нестерова «Пустынник», и не могу отойти. А сама переживаю, что больше ничего не увижу сегодня.
— Переживать не о чем. А от картины «Пустынник» и в самом деле трудно оторваться. Я сама не раз подолгу созерцала образ старенького монаха на фоне неяркого осеннего пейзажа над рекой. Это первая значительная работа Нестерова. Михаил Васильевич написал её в 1888 году, ему было на тот момент всего двадцать шесть лет. Но в картине уже присутствует неповторимый авторский стиль, в ней проявилось умение живописца затронуть струны в душах людей.
— Вот точно — струны! У меня как будто грустная мелодия в душе звучит. Вам тоже жалко этого старичка?
— Нет, я не испытываю жалости, когда смотрю на героя картины.
— Но почему? Вы только посмотрите, какой он старенький — весь седой, как тяжело опирается на палку. И одет бедно, не по погоде. На ногах у него лапти, подвязанные верёвками. А ведь на улице холодно — деревья жёлтые и снег лежит на пожухлой траве.
— Да, на картине изображена поздняя осень. Лес на горизонте почти утратил свой золотой наряд, и тропа заиндевела. Но монаха согревает молитва. Согревает, утешает, радует. Взгляни на выражение его лица — сосредоточенное и спокойное.
— А что за накидка на плечах у старичка? Тонкая, прозрачная...
— Это мантия, часть монашеского облачения. Она символизирует силу Божию, покрывающую монаха, её ещё называют плащом спасения. Старец поднял руку, и ткань просвечивает на солнце. В этой прозрачности край мантии стал похож на крыло. Так Михаил Нестеров подчеркнул окрылённость своего героя, его устремлённость к миру горнему, отрешённость от всего земного.
— Маргарита Константиновна, а известно, что это за старец? Откуда он, как его зовут?
— Да, Настенька, известно. На картине Михаила Нестерова изображён монах по имени Гордей из Троице-Сергиевой лавры. Художник часто приезжал паломником в этот монастырь. Однажды на богослужении он обратил внимание на старца, лицо которого светилось добротой. Михаил Васильевич стал уговаривать скромного инока позировать для картины. Тот долго отказывался, но потом всё-таки согласился. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый, чтобы ухватить светлый образ старенького монаха.
— Интересно, а как Гордей стал таким светлым? Что нужно делать, чтобы лицо светилось добротой?
— Конечно же, у монаха никогда не было цели как-то по-особенному выглядеть. Он лишь искал общения с Богом, старался стать к Нему ближе. Для этого есть лишь один способ — покаяние, то есть, преодоление пороков. Взгляни на полотно — монах идёт, попирая собственную тень. И это символ противостояния своей тёмной стороне, страстям, которые мешают уподобиться Христу. Картина Михаила Нестерова «Пустынник» — бессловесный рассказ о том, как рождается святость. И он доступен каждому, кто вдумчиво созерцает это полотно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.