Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия», — такие слова однажды произнёс классик русской исторической науки Василий Ключевский, подчёркивая, насколько важен для нашей страны подвиг преподобного Сергия Радонежского. Сегодня день памяти этого старца-подвижника. И во время утреннего богослужения читается отрывок из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится о сути духовного подвига преподобного. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Преподобного Сергия часто именуют одним из первых старцев Русской Церкви. Старцами, поясню, в православной традиции принято именовать умудрённых Богом священнослужителей (реже мирян), обычно имеющих отношение к монашеству. Так вот. Святой Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, был старцем. Но не первым в истории. Таковым стал апостол Иоанн Богослов.
Именно его Священное Писание называет старцем. Иоанн Богослов единственный из апостолов умер естественным образом. Все остальные ученики Христа, как известно, были убиты за свою проповедническую деятельность. Последние годы своей жизни, наполненной разными испытаниями, Иоанн провёл в городе Эфесе, где его стали называть старцем местной Церкви. Это именование, «старец», подчёркивало и возраст апостола, и его мудрость, источником которой был Сам Бог.
Впоследствии старцами стали называть настоятелей монастырей. Это было связано с особенностями первого монашеского устава, составленного святым Пахомием Великим. По мысли Пахомия, руководить обителью необходимо было, прежде всего, не в хозяйственно-строительном плане, а в плане духовном. И для такого пастырского окормления монахов необходим был умудрённый жизнью, опытный в молитве человек — старец.
Русская Православная Церковь прославила в лике святых целую плеяду старцев. В первую очередь, таковым был упомянутый уже преподобный Сергий Радонежский. Являясь настоятелем Троицкого монастыря, святой Сергий воспитал множество учеников, также ставших впоследствии старцами — это преподобные Никон, Дионисий, Роман, Андрей Рублёв и многие другие. Великим старцем был святой Серафим Саровский, духовный руководитель Дивеевской женской монашеской обители. Четырнадцать великих старцев явил миру монастырь Оптина пустынь. К преподобному Льву Оптинскому и его преемникам в 19-м-начале 20-го века приезжали многие люди, желавшие получить утешение и наставление.
Старцы существуют и сегодня. Таковым, например, был скончавшийся в 2006 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря. Отличительной чертой настоящих старцев является искреннее смирение перед Господом. Умудрённый в духовной жизни старец служит проводником для воли Божией, не навязывает своего, не пытается заместить собой Творца. Рядом с настоящим старцем человек ощущает мир, покой и радость — их источником является не сам подвижник, а благодать Божия, на нём почивающая.
К сожалению, существуют псевдо-старцы, то есть те, кто очень желает выдавать себя за человека праведной жизни для достижения меркантильных целей. Понять, кто перед тобой, можно по плодам деятельности человека. Апостол Павел пишет, что плодами настоящей, светлой духовности являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Без всего перечисленного служение старца, да и просто жизнь христианина невозможны. А ещё служение старца выражается через уклонение от славы, терпеливое служение Богу через служение людям, как о том и пишет апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







