
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия», — такие слова однажды произнёс классик русской исторической науки Василий Ключевский, подчёркивая, насколько важен для нашей страны подвиг преподобного Сергия Радонежского. Сегодня день памяти этого старца-подвижника. И во время утреннего богослужения читается отрывок из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится о сути духовного подвига преподобного. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Преподобного Сергия часто именуют одним из первых старцев Русской Церкви. Старцами, поясню, в православной традиции принято именовать умудрённых Богом священнослужителей (реже мирян), обычно имеющих отношение к монашеству. Так вот. Святой Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, был старцем. Но не первым в истории. Таковым стал апостол Иоанн Богослов.
Именно его Священное Писание называет старцем. Иоанн Богослов единственный из апостолов умер естественным образом. Все остальные ученики Христа, как известно, были убиты за свою проповедническую деятельность. Последние годы своей жизни, наполненной разными испытаниями, Иоанн провёл в городе Эфесе, где его стали называть старцем местной Церкви. Это именование, «старец», подчёркивало и возраст апостола, и его мудрость, источником которой был Сам Бог.
Впоследствии старцами стали называть настоятелей монастырей. Это было связано с особенностями первого монашеского устава, составленного святым Пахомием Великим. По мысли Пахомия, руководить обителью необходимо было, прежде всего, не в хозяйственно-строительном плане, а в плане духовном. И для такого пастырского окормления монахов необходим был умудрённый жизнью, опытный в молитве человек — старец.
Русская Православная Церковь прославила в лике святых целую плеяду старцев. В первую очередь, таковым был упомянутый уже преподобный Сергий Радонежский. Являясь настоятелем Троицкого монастыря, святой Сергий воспитал множество учеников, также ставших впоследствии старцами — это преподобные Никон, Дионисий, Роман, Андрей Рублёв и многие другие. Великим старцем был святой Серафим Саровский, духовный руководитель Дивеевской женской монашеской обители. Четырнадцать великих старцев явил миру монастырь Оптина пустынь. К преподобному Льву Оптинскому и его преемникам в 19-м-начале 20-го века приезжали многие люди, желавшие получить утешение и наставление.
Старцы существуют и сегодня. Таковым, например, был скончавшийся в 2006 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря. Отличительной чертой настоящих старцев является искреннее смирение перед Господом. Умудрённый в духовной жизни старец служит проводником для воли Божией, не навязывает своего, не пытается заместить собой Творца. Рядом с настоящим старцем человек ощущает мир, покой и радость — их источником является не сам подвижник, а благодать Божия, на нём почивающая.
К сожалению, существуют псевдо-старцы, то есть те, кто очень желает выдавать себя за человека праведной жизни для достижения меркантильных целей. Понять, кто перед тобой, можно по плодам деятельности человека. Апостол Павел пишет, что плодами настоящей, светлой духовности являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Без всего перечисленного служение старца, да и просто жизнь христианина невозможны. А ещё служение старца выражается через уклонение от славы, терпеливое служение Богу через служение людям, как о том и пишет апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 октября. О подвиге мученика Каллистрата и его дружины

Сегодня 10 октября. День памяти мученика Каллистрата и его дружины, пострадавших за Христа в 304 году.
О подвиге святых — священник Алексий Долгов.
Святой мученик Каллистрат родился в Карфагене, в Африке. Дед его служил в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем крестных страданий, смерти и воскресения Господа. Как и отец, святой Каллистрат стал воином. С детства воспитанный в вере, он отличался скромным поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он совершал молитву.
Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил решительным отказом.
Побои и пытки не сломили воина Христова. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок промыслом Божьим наткнулся на острый камень и разорвался. А святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым.
49 воинов, видя все это, уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с ними в темницу и подверг их жестоким пыткам. Видя чудеса, происходившие при пытках святого Каллистрата и его дружины, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа.
В 304 году, по приказанию начальника, опасавшегося бунта воинов, мучеников ночью тайно изрубили мечами.
Нас, православных христиан, до сих пор поражает, как христиане во времена гонений шли на смерть с кротостью и радостью, благословляя своих гонителей. Так происходило потому, что они собственным примером доказывали, что Христос смертью смерть попрал, что смерть не всесильна и что за гробом существует иная вечная жизнь. Поэтому смерть каждого мученика — это вечно свершающаяся победа над смертью Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 октября. О верности Христу Священномученика Петра, митрополита Крутицкого

Сегодня 10 октября. День памяти Священномученика Петра, митрополита Крутицкого, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его верности Христу — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда Святейший Патриарх Тихон пришёл к управлению Церковью, он понимал, что необходимо обеспечить преемство иерархической власти в Русской Православной Церкви. И своим преемником он видел Петра Фёдоровича Полянского. Это был человек, который всю свою жизнь посвятил духовному просвещению. Он работал инспектором духовных учебных заведений вплоть до революции.
И они с архиепископом, митрополитом, а потом Патриархом Тихоном были знакомы лично и приятельствовали. И вот этого человека, который был холостым всю жизнь, Патриарх Тихон призывает к монашескому служению. Пётр Фёдорович Полянский принимает монашеский постриг, епископа, архиепископа и митрополита Крутицкого и Коломенского.
Таким образом, он становится ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона, а после его смерти — местоблюстителем Патриаршего престола. На долю митрополита Петра выпадут большие испытания. Он будет сослан и в итоге расстрелян.
Но в истории Церкви его имя останется как пример твердости, стойкости и непоколебимого следования евангельским идеалам.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Подчас очень интересно наблюдать, как меняются со временем привычные для нас явления. Взять хотя бы семью. Мы склонны считать, что семья — это муж, жена и их дети. Но в древности границы семьи были значительно шире, включали не только дедушек, бабушек, а также более дальних родственников, но и совершенно неожиданных, так сказать, «персонажей». Каких? Об этом мы узнаем, вникнув в содержание отрывка из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Эфесянам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Вы не ослышались. В прозвучавшем отрывке из послания к эфесянам действительно упоминаются рабы. Упоминаются в контексте семейных отношений. Апостол Павел отражает в своём тексте реалии современной ему эпохи, частью которой было рабство. Но не нужно представлять себе сейчас жестокие картины, имеющие отношение к восстанию Спартака или американскому формату рабства для африканцев. В эпоху поздней античности всё было не так очевидно и шаблонно. Действительно, существовали жестокие хозяева, которые угнетали рабов, видели в них исключительно материальную собственность. Но имелись и иные примеры — добрые и не менее распространённые. Когда рабы фактически становились членами семей, делили с хозяевами стол, а потом за добрую службу получали не только свободу, но и часть наследства! Именно такой пример рабства и имеет в виду апостол Павел, рассуждая о том, как должны выстраиваться отношения между христианами, оказавшимися разделёнными социальными границами. Для Павла это не представляется горестной трагедией. Мы видим, что своим читателям он предлагает, не устраивая никакой революции, построить новый, надсословный тип отношений, который подразумевает взаимное уважение и служение друг другу. И апостол подчёркивает, что имеющиеся в Римской империи представления о свободе и рабстве — это не более, чем историческая условность. Перед лицом Божественной вечности все совершенно равны. И все одинаково будут судимы Христом в конце времён. Миролюбивая позиция Павла, тем не менее, не означала, что всё и дальше должно оставаться на своих местах. Он, конечно же, понимал — лишение человека свободы противоречит замыслу Божию о людях. Мы все созданы свободными. Поэтому рабство не есть норма. Но ломать сложившуюся систему отношений о колено — тоже не выход. Потому далее Павел и призывает зажиточных христиан, имеющих рабов, по возможности давать им свободу. Чтобы не вносить разделения в Церковь, не делить учеников Христовых на сословия, но стремиться к благому равенству перед лицом Божиим. И позиция апостола не сразу, но всё же принесла свои плоды. Постепенно рабство в Римской империи стало исчезать, а прежние невольники приобретали статус так называемых колонов — зависимых экономически, но в личном плане свободных арендаторов помещичьих земель. Конечно же, подобные изменения были связаны, в том числе, с распространением христианства.
Кто-то задастся вопросом — какое значение лично для меня имеет всё перечисленное? Вы знаете — имеет. В церковном богослужении верующие именуются рабами Божьими. И кому-то это очень не нравится. Так вот. Рабство Богу есть рабство благое. Подчиняя себя заповедям Господним, мы не только находим утешение в Боге, но и становимся на путь к истинной свободе. Свободе от зла, от греха, от тьмы. А ещё мы через рабство Богу становимся Его детьми и наследниками, обладателями удивительного сокровища — радости принадлежности к вечному Царству света Божьего. Да и в целом. Если ты стал рабом Божиим, то ничьим рабом уже не станешь! Господь Своих учеников и друзей не предаёт и не оставляет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов