
Фото: The New York Public Library/Unsplash
Апостол Павел немало странствовал, проповедуя Евангелие язычникам. Свое последнее миссионерское путешествие в Рим он совершил под конвоем. По навету иудеев Павла арестовали, чтобы доставить в столицу империи на суд кесаря. Христиане Рима, узнав о приезде проповедника, вышли ему навстречу на подступы к городу, и он, увидев братьев во Христе, возблагодарил Бога и ободрился.
Описывая эти события в книге «Деяния святых апостолов», евангелист Лука точно указывает место, где произошла встреча Павла с римлянами – возле пристанища для путников, которое называлось «Три гостиницы». Это место считалось самым удобным для остановки путешествующих по Аппиевой дороге – одному из значимых римских трактов. В «Трех гостиницах» в 59 году до Рождества Христова несколько раз останавливался Марк Туллий Цицерон. Римский философ оставил в своих записках отзывы об этом постоялом дворе и указал, что он одновременно являлся одной из станций государственной почтовой службы. По всей вероятности, именно это обстоятельство заставило конвоиров апостола Павла остановить свой выбор на «Трех гостиницах»– стражи были обязаны отправлять депеши с отчетами о том, как арестованный следует на суд.
Ученые неоднократно выдвигали гипотезы, где именно располагались «Три гостиницы», но ни одна из версий не находила археологических подтверждений. Лишь осенью 2015 года во время раскопок, проводимых Археологическим управлением Лацио – одного из районов Рима, были обнаружены остатки древнего комплекса зданий. Руководитель экспедиции, профессор Николетта Кассиери сделала заявление, что это не что иное, как пристанище путников, известное под называнием «Три гостиницы»!
Комментарий эксперта:
Древние руины были обнаружены на пятьдесят восьмом километре Аппиевой дороги, которая сохранилась и поныне. В процессе раскопок взору археологов предстала отделанная бордюрами мощёная тропа, соединяющая основной тракт с обширной каменной площадкой, предназначенной, вероятнее всего, для манёвров транспорта. На площадку выходили два здания – если судить по сохранившемуся основанию, довольно большого размера. Одно из них могло служить стоянкой для повозок, а другое – конюшней. Здесь же ученые обнаружили руины большого дома, остатки стен которого сохранили фрагменты фресок, а пол – мозаичное покрытие. Дом был соединен большим двором с банями-термами, в которых уцелели цистерны для воды. Все артефакты получили датировку между первым и вторым веками христианской эры.
Раскопки в районе, где работала экспедиция Николетты Кассиери, проводились и ранее. В девяностых годах двадцатого века здесь нашли фрагменты каменных плит и столбов, украшенных христианскими символами, характерными для восьмого века. Вероятнее всего, это были развалины древней церкви. Эта давняя находка приобрела особое значение в связи с последним открытием археологов. Дело в том, что в церковных документах сохранились свидетельства, что «Три гостиницы» дали имя епископской кафедре, которая здесь находилась.
Комментарий эксперта:
В документах Латеранского собора, созванного Римским императором Константином Великим осенью 313 года, из шести архиереев епархии Лацио один назван как «епископ Феликс из «Трех таверн». Архипастыри с таким своеобразным титулом упоминаются также в документах римских церковных соборов восьмого и девятого веков. Учреждение епископской кафедры в скромном пригороде Рима напрямую было связано с тем памятным местом, где апостол Павел встретился с христианами столицы. Вполне естественно, что здесь на протяжении нескольких веков находились храм и резиденция для духовенства. И тот факт, что в одной географической точке были обнаружены фрагменты церковных строений восьмого века и остатки гостиничного комплекса первого столетия, свидетельствует в пользу предположения, что это – те самые «Три гостиницы», которые упомянул апостол Лука в «Книге Деяний».
Апостол Лука оставил в своих трудах множество точных указаний, которые позволяют не только читать его книги, как часть Священного писания, но и воспринимать их в качестве исторических источников. «Три гостиницы», упомянутые евангелистом в рассказе о последнем путешествии апостола Павла, стали для ученых зацепкой, вокруг которой были выстроены поиски точного маршрута великого христианского миссионера. И эти исследования увенчались успехом!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер