Апостол Павел немало странствовал, проповедуя Евангелие язычникам. Свое последнее миссионерское путешествие в Рим он совершил под конвоем. По навету иудеев Павла арестовали, чтобы доставить в столицу империи на суд кесаря. Христиане Рима, узнав о приезде проповедника, вышли ему навстречу на подступы к городу, и он, увидев братьев во Христе, возблагодарил Бога и ободрился.
Описывая эти события в книге «Деяния святых апостолов», евангелист Лука точно указывает место, где произошла встреча Павла с римлянами – возле пристанища для путников, которое называлось «Три гостиницы». Это место считалось самым удобным для остановки путешествующих по Аппиевой дороге – одному из значимых римских трактов. В «Трех гостиницах» в 59 году до Рождества Христова несколько раз останавливался Марк Туллий Цицерон. Римский философ оставил в своих записках отзывы об этом постоялом дворе и указал, что он одновременно являлся одной из станций государственной почтовой службы. По всей вероятности, именно это обстоятельство заставило конвоиров апостола Павла остановить свой выбор на «Трех гостиницах»– стражи были обязаны отправлять депеши с отчетами о том, как арестованный следует на суд.
Ученые неоднократно выдвигали гипотезы, где именно располагались «Три гостиницы», но ни одна из версий не находила археологических подтверждений. Лишь осенью 2015 года во время раскопок, проводимых Археологическим управлением Лацио – одного из районов Рима, были обнаружены остатки древнего комплекса зданий. Руководитель экспедиции, профессор Николетта Кассиери сделала заявление, что это не что иное, как пристанище путников, известное под называнием «Три гостиницы»!
Комментарий эксперта:
Древние руины были обнаружены на пятьдесят восьмом километре Аппиевой дороги, которая сохранилась и поныне. В процессе раскопок взору археологов предстала отделанная бордюрами мощёная тропа, соединяющая основной тракт с обширной каменной площадкой, предназначенной, вероятнее всего, для манёвров транспорта. На площадку выходили два здания – если судить по сохранившемуся основанию, довольно большого размера. Одно из них могло служить стоянкой для повозок, а другое – конюшней. Здесь же ученые обнаружили руины большого дома, остатки стен которого сохранили фрагменты фресок, а пол – мозаичное покрытие. Дом был соединен большим двором с банями-термами, в которых уцелели цистерны для воды. Все артефакты получили датировку между первым и вторым веками христианской эры.
Раскопки в районе, где работала экспедиция Николетты Кассиери, проводились и ранее. В девяностых годах двадцатого века здесь нашли фрагменты каменных плит и столбов, украшенных христианскими символами, характерными для восьмого века. Вероятнее всего, это были развалины древней церкви. Эта давняя находка приобрела особое значение в связи с последним открытием археологов. Дело в том, что в церковных документах сохранились свидетельства, что «Три гостиницы» дали имя епископской кафедре, которая здесь находилась.
Комментарий эксперта:
В документах Латеранского собора, созванного Римским императором Константином Великим осенью 313 года, из шести архиереев епархии Лацио один назван как «епископ Феликс из «Трех таверн». Архипастыри с таким своеобразным титулом упоминаются также в документах римских церковных соборов восьмого и девятого веков. Учреждение епископской кафедры в скромном пригороде Рима напрямую было связано с тем памятным местом, где апостол Павел встретился с христианами столицы. Вполне естественно, что здесь на протяжении нескольких веков находились храм и резиденция для духовенства. И тот факт, что в одной географической точке были обнаружены фрагменты церковных строений восьмого века и остатки гостиничного комплекса первого столетия, свидетельствует в пользу предположения, что это – те самые «Три гостиницы», которые упомянул апостол Лука в «Книге Деяний».
Апостол Лука оставил в своих трудах множество точных указаний, которые позволяют не только читать его книги, как часть Священного писания, но и воспринимать их в качестве исторических источников. «Три гостиницы», упомянутые евангелистом в рассказе о последнем путешествии апостола Павла, стали для ученых зацепкой, вокруг которой были выстроены поиски точного маршрута великого христианского миссионера. И эти исследования увенчались успехом!
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM