
Необычным словом «плеоназм» называется вполне распространенное явление в нашей речи. Это сочетание слов с одинаковым значением.
В переводе с греческого «плеоназм» — это «излишество». Первая премьера, главная суть, креативное творчество, самый оптимальный... казалось бы, звучит привычно... Однако неправильно. Слово «премьера» уже означает «первый», а «креативный» в переводе с английского — «творческий».
Выражение «самый оптимальный» в последнее время встречается всё чаще и является неграмотным с точки зрения русского языка. Слово «оптимальный» образовано от «оптимум», что означает «наилучший». Перед нами уже превосходная степень, поэтому «самый наилучший» — это как раз то самое излишество, избыточность. Следует говорить просто «оптимальный».
В разговорной речи, конечно, не получится постоянно отслеживать лишние слова, но вот в письменном общении вполне возможно контролировать их употребление.
Однако немного другие правила действуют в художественном тексте. Здесь так называемые лишние слова бывают очень кстати, могут придавать образу яркость и меткость. Вот строки Фёдора Ивановича Тютчева:
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Казалось бы, «окружены» и «со всех сторон» — это излишество? А на самом деле стилистический приём.
Часто плеоназм встречается в фольклоре: «отправился в путь-дорогу», «на море-окияне», «тоска-кручина». Это явление придаёт сказу колорит и самобытность.
В Библии плеоназм используется как яркий выразительный приём. Так, в Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит о тех, кто не готов принять Слово: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите».
То есть речевая избыточность — это не плохо, просто нужно понимать, зачем и когда её использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов