
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы говорим о молитве, то у большинства наших современников возникает образ человека, который стоит в храме или же дома перед иконами и произносит не им написанные слова. Этот образ совершенно справедлив, ведь наша молитва чаще всего действительно выглядит приблизительно так. Мы годами, а то и десятилетиями, произносим установленные слова, эти слова призваны стать нашим обращением к Богу, но практика показывает, что в большинстве случаев такие молитвы — это пустой звук, который не нужен ни Богу, ни тому, кто их произносит. Так происходит по той простой причине, что мы склонны скрывать от Бога свои личные просьбы за словами установленных Церковью молитв. Эти молитвы безусловно прекрасны и нужны, но они не могут заменить собой личного общения человека с Богом. Давайте послушаем звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 20-й псалом и продолжим наши размышления о молитве.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Только что мы услышали один из так называемых «царских» псалмов. В центре этого псалма стоит фигура царя, он — главное действующее лицо, и к нему обращены множественные благословения. Такого рода псалмы были посвящены одному из важных событий в жизни царя, к примеру, восшествию на престол или же бракосочетанию. В целом же они представляют особый литературный тип, который подчинён своим законам, и эти законы довольно просто понять, если сопоставить царские псалмы друг с другом.
Впрочем, нам интересен не литературоведческий анализ, а те практические выводы для нашей духовной жизни, которые позволяет сделать 20-й псалом. Для этого достаточным будет обратить внимание буквально на одну строку: «Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долголетие на век и век» (Пс. 20:5). Очевидно, что «долголетие на век и век» — это нечто несравненно большее, чем просто жизнь. Царь просил относительно небольшое — жизнь, а получил вечность. Так происходит со всяким молящимся человеком: мы просим нечто малое, такое, что можем осознать как благо, Бог же даёт нам значительно большее, то, что превосходит любые наши, даже самые дерзкие, мечты.
Правда, есть одна сложность: сказать, что результатом молитвы стало нечто большее, могут совсем немногие, большинство же молящихся вряд ли сможет в полной мере понять, о чём говорит 20-й псалом, ведь его слова выходят за рамки личного опыта подавляющего большинства людей.
Почему же так происходит?
Ответом на этот вопрос станет другой вопрос: а о чём мы молимся? Вот, к примеру, многие сегодня читали утренние молитвы, и это прекрасно, но о чём мы молились утром? И были ли в этих молитвах хоть какие-то наши собственные прошения к Богу? Бог делает всё ради того, чтобы у нас появились личные с Ним взаимоотношения, а они начинаются тогда, когда мы обращаемся к Нему с тем, что нас действительно беспокоит, и только тогда мы оказываемся способны услышать ответ.
Ответ Бога всегда бывает по своей сути похожим на тот, о котором было сказано в прозвучавшем сегодня псалме: мы просим малое, получаем великое. Бог — не тот волшебник, который буквально исполняет наши желания, Бог в ответ на искреннюю личную молитву даёт значительно больше, и вместо условной рыбки к обеду мы обретаем удочку, умение ей пользоваться, а заодно и изобилующий рыбой пруд.
Псалом 20. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 20. (Церковно-славянский перевод)
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки