
Как известно, славянская письменность и литературный старославянский (или древнецерковнославянский) язык были созданы в IX веке святыми просветителями Кириллом и Мефодием. Затем под влиянием живой речи этот язык впитывал местные речевые особенности и стал называться церковнославянским языком разных изводов: болгарским, сербским и так далее. Таким образом, русский извод церковнославянского языка — это потомок старославянского. Сегодня мы будем говорить именно о старославянском языке как об общем предке всех славянских наречий. Будучи, с одной стороны, языком богослужений и, с другой стороны, внедряясь в древнерусскую устную речь, он стал прародителем того самого великого и могучего, которым мы гордимся сегодня.
Старославянский язык до сих пор живёт в лексическом составе нашей речи. Огромное количество старославянских слов мы употребляем и в наше время, даже не замечая их древнего происхождения. Например, юг и небеса, братство и благо, прощение и покровительство.
Как же можно понять, что перед нами старославянизмы, то есть слова и части слов, пришедшие из древнейшего языка славян?
Во-первых, об этом нам говорят неполногласные сочетания в корнях слов: «град», а не «город», «глава», а не «голова», «страж», а не «сторож».
Во-вторых, сочетание жд: оказывается, слова «одежда, невежда, чуждый» — это старославянизмы.
В-третьих, некоторые приставки, например, пред-, воз-, чрез-: предпослать, возложить, чрезмерный.
В-четвертых, суффикс превосходной степени ейш: добрейший, умнейший.
А также существительные с суффиксами -ств и -ени: существо, благословение.
Оказывается, что и прошедшее время глагола с суффиксом ЭЛЬ, или ЭЛ — ходил, играл, бил — тоже подарил нам старославянский язык.
Используя многие фразеологизмы, то есть устойчивые выражения, мы и не догадываемся, что они сохранились с тех самых времён: «указующий перст», «а воз и ныне там». А в выражении «устами младенца глаголет истина» все слова являются старославянизмами.
Несмотря на то, что сегодня старославянский язык не используется как самостоятельный, его следы остаются заметными и в современном русском языке. Он обогатил нашу речь словами, тем самым расширив возможности синонимии. Подарил нам приставки и суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Старославянизмы придают речи определённую окраску, делают её более возвышенной. Таким образом, этот язык ещё и воспитывает, рождая в нас чувство стиля.
Старославянский язык сохранился по сей день в церковнославянском изводе. Мы всегда можем окунуться в древний источник нашей русской речи, взяв в руки Библию на церковнославянском языке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
29 июля. О Халкидонском соборе

Сегодня 29 июля. Память святых отцов IV (четвёртого) Вселенского Собора, который состоялся в 451 году.
О Халкидонском соборе — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня мы с благоговением чтим память Святых Отцов Четвёртого Вселенского Собора, который произошёл в Халкидоне в 451 году. Этот собор стал духовной твердыней, утвердив незыблемую истину о нашем Спасителе. Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, познаваемый в двух природах — неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в одной ипостаси Богослова. Но этот триумф православия был бы немыслим без ревностных защитников веры — святого благоверного императора Маркиана и святой благоверной императрицы Пульхерии.
Унаследовав империю, разделяемую ересью монофизитства, после печального разбойничьего Собора в Эфесе, они ясно поняли — только Вселенский Собор может исцелить Церковь. Маркиан и Пульхерия не просто созвали Собор, они стали его мудрыми покровителями и слугами. Они обеспечили безопасность, порядок и свободу богословских прений в Халкидоне, создав условия для торжества истины. Их действия были продиктованы не политическим расчётом, а глубокой верой и заботой о единстве Церкви. Не как господа, а как смиренные чада Церкви, они послужили делу спасения. Благодаря их вере, мужеству и организаторскому дару, собор смог издать своё вечное Халкидонское определение, ставшее столпом православия.
Будем и мы ревностно хранить переданную нам веру в Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, основание нашего спасения. Святые и благоверные императоры Маркиан и Пульхерия, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июля. О различении времён и состоянии мира

В 16-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете».
О различении времён и состоянии мира — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Господь обличает иудейских старейшин в отсутствии духовного опыта. Те, кто хорошо разбирались в природных явлениях, должны были знать и духовные законы. Но, увы, фарисеи имели только внешнее благочестие. Поэтому благодать Святого Духа, которая от первых времён действовала в Божьих избранниках, не касалась каменных сердец иудейских предводителей.
А почему надо различать времена? Ведь однажды Спаситель сказал ученикам: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Уж если апостолам Господь отказал в знании будущего, то что говорить про нас?
Однако Христос сказал это в ответ на вопрос учеников о земном порядке. Ведь они спрашивали перед этим о будущем Израильского царства, а не о спасении мира.
Но если мы хотим знать о промысле Божьем, то надо вспомнить слова Господа: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягкими и пускают листья, то знаете, что близко лето». Значит, если мы будем внимательно изучать Евангелие, Слово Божье, в котором написано, что ожидает человечество в будущем, то по этим признакам можем точно представлять состояние мира.
Тогда мы будем во всеоружии и победим коварство хитрого врага, лукавого дьявола и его слуг. «Бодрствуйте и молитесь», — сказал Христос, чтобы не впасть в искушение.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июля. Об обязанности апостола и каждого христианина

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!».
Об обязанности апостола и каждого христианина — священник Захарий Савельев.
Апостолы были Богом призваны к тому, чтобы проповедовать Слово Божие по всему миру. Преемниками апостолов явились мужи апостольские и епископы. Сегодня преемниками апостолов являются епископы и пресвитеры, и каждый православный христианин Богом призывается к тому, чтобы проповедовать Евангелие, проповедовать его разными способами: и словами, и делами.
Кто красноречив и говорит хорошие проповеди, те, кто трудится на светской работе и может просто по-христиански поступить, когда жизнь от нас требует обратного. Вот в этом и заключается проповедь Евангелия. И действительно, апостол Павел говорит, что это не является личной заслугой человека, это то, что мы обязаны делать.
Итак, каждый православный христианин обязан проповедовать о Боге.
Все выпуски программы Актуальная тема