
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарах Святого Духа — священник Николай Конюхов.
Господь каждому из нас даёт то, что и в притче о талантах сказано: кому один, кому три, кому пять, кому десять. Но у каждого человека есть вот этот потенциал развития, у каждого человека есть возможность пройти путь и прийти ко спасению. То есть нет такого, что у нас разные условия.
Кому-то Господь даёт задел и возможность кого-то любить, или стать подвижником, или приобрести добродетель — милосердие, допустим. А у кого-то это просто отсутствует. То есть есть ложное учение предопределения, которое распространено у протестантов. У нас, в христианском богословии, конечно, такого нет.
То есть Господь каждому даёт полноту даров Духа Святого, которые, в том числе, мы получаем. К примеру, помазание — когда священник берёт кисточку и помазывает нас, читает тайносовершительную молитву: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И таким образом мы получаем вот эти дары, этот потенциал, который потом можем в жизни реализовать.
Другой вопрос, что мы иногда забываем о нём и просто не пользуемся. То есть все орудия в наших руках, мы можем их поставить куда-нибудь в сарай, убрать на антресоль, завесить, и всё, и они там будут пылиться. Это не из-за того, что Господь нас обделил чем-то, а просто мы проявили некое нерадение, невнимание и не воспользовались той возможностью, которую даёт Господь каждому христианину.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О мировоззрении Александра Грина

Сегодня 23 августа. В этот день в 1880 году родился писатель Александр Грин, автор знаменитой повести «Алые паруса».
О мировоззрении писателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Грин закончил жизнь верующим христианином, хотя отдал дань революционным брожениям, в царское время посидел в тюрьме за участие в кружковщине, дезертировал из царской армии, но жизнь прожить — не поле перейти.
И вместе со своей супругой-подвижницей Ниной в последние несколько лет жизни своей в маленьком храме Крыма он прислушивался к тихому богослужению и плакал, отвернувшись к стене, вспоминая прожитые годы, чувствуя, что все самые светлые образы и радужные мечты, которыми преисполнены его прозаические произведения, совпадают в образе Христа-Искупителя, Солнца Правды, в котором нет пятен.
И таким образом романтический пафос Грина разрешился в вере и верности Христу, которому писатель принёс на предсмертном одре свою искреннюю глубокую исповедь.
Отойдя, как Александр Сергеевич Пушкин, в вечную жизнь причащённым, умиротворённым и освящённым божественной благодатью.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 123 зач., I, 3-9

Комментирует священник Антоний Борисов.
Важной духовной опорой в жизни православные христиане считают не только покаяние, но и благодарность. Причём, в ряде случаев благодарение Творца оказывается даже важнее. Во всяком случае, апостол Павел именно в благодарности Богу искал утешения и укрепления в своём непростом служении проповедника. О том он, в частности, пишет в отрывке из 1-й главы 1-го своего послания к христианам Коринфа, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
При всех различиях, имеющихся между Ветхим и Новым заветами, есть вещи, которые объединяют эти две эпохи и, соответственно, два раздела Библии. Одним из таких «мостиков» является тема благодарности. В первую очередь, благодарности Богу. Этим светлым чувством проникнута, например, ветхозаветная книга Псалтырь — её автор царь и пророк Давид на протяжении всей жизни благодарил Бога за Его помощь и заступничество в сложных жизненных ситуациях.
Интересно, что слова благодарения Давид считал важнее ветхозаветных жертвоприношений. «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец», — говорит он в одном из псалмов. В Новом завете благодарность как явление получила дополнительные значения. Она понимается уже не только в контексте отношений между Богом и человеком, но и между самими людьми.
Благодарить мы призваны теперь не только Господа, но и друг друга. Основой такого понимания благодарности стал эпизод из Евангелия, когда Христос исцелил десять прокажённых. Обрадованные выздоровлением, эти люди устремились домой. Только один из них вернулся, чтобы от всего сердца благодарить Спасителя за чудо. За это он был благословлён Христом, Который, является одновременно Богом и человеком.
Высшей формой благодарности в христианстве является таинство Евхаристии. Евхаристия на греческом языке и есть, собственно, — «благодарение». Установителем этого таинства стал сам Спаситель. По Его завету Евхаристия в составе Литургии совершается в Церкви вот уже две тысячи лет. Все молитвословия Евхаристии наполнены чувством благодарности, которая адресована Богу, пославшему в мир Спасителя — Иисуса Христа.
Среди прочего, священник обращается к Господу таким словами: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хвалить, Тебя благодарить». Это молитвословие, как и иные, входящие в состав Евхаристии произносятся священником не единолично, а от лица прихожан. Так эта благодарность получает совершенно особое — общинное — значение и служит благодатным инструментом объединения священника и прихожан в единую живую икону Церкви.
Этим удивительным чувством необходимости жить в благодарности Богу и людям буквально пронизано прозвучавшее чтение из послания апостолам Павла к коринфянам. Написан этот текст был не по самым приятным причинам — Павлу пришлось вразумлять гордых коринфян. И он напоминает им, как важно уметь благодарить, быть благодарными. Богу — за дарованное спасение, людям — за всё доброе, что они делали и делают. Ведь без благодарения нет и не будет возможности плодотворно участвовать в таинстве Евхаристии, ощущать себя частью Церкви как Тела Христова. Что на практике означает отделённость от животворного источника благодати Божией.
Давайте же и мы не будем забывать о важности благодарения, и постараемся сохранить и взрастить это светлое чувство в наших сердцах, чтобы стать ближе ко Христу Спасителю, пребывающему в благодарности к Своему Небесному Отцу. А ещё стать ближе друг ко другу, ощущая себя не унылыми одиночками, а соучастниками и со-работниками реальности Церкви Христовой — отблеска рая на земле.