Грузинская писательница Мария Сараджишвили не делает секрета из того, что почти все её рассказы – это невыдуманные истории, рассказанные родными, друзьями, знакомыми, а порой и незнакомцами. Впервые решившись перенести истории на бумагу, Мария преследовала единственную цель: зафиксировать удивительные, а иногда и без преувеличения чудесные случаи, о которых ей довелось услышать или свидетельницей которых посчастливилось стать. Ни о красоте слога, ни об остром сюжете автор тогда и не думала – писала, как казалось, для себя. А потом эти записи прочитал кто-то из знакомых, пришёл в полный восторг, и убедил опубликоваться. Теперь тысячи читатели с волнением ждут простых и глубоких рассказов Марии Сараджишвили, из которых состоит и очередной сборник писательницы под названием «Однажды в Грузии. Записки очевидца».
Книгу открывает цикл рассказов, иронически озаглавленный «Любопытная Варвара и её друзья». Он – о молодой женщине, не так давно пришедшей в Церковь и с любопытством осваивающей новый для себя мир. Мир, в котором бывший бандит, подобно Евангельскому благоразумному разбойнику, раскаялся перед Богом и теперь с радостью заботится о людях; княжна из древнего рода лихо рубит дрова, чтобы помочь одинокой женщине и её престарелым родителям. Общаясь с этими людьми, героиня незаметно для самой себя тоже становится способной на сострадание и любовь к ближнему.
Эти вечные темы вообще пронизывают всё повествование в книге Марии Сараджишвили «Однажды в Грузии. Записки очевидца». Автор знает массу примеров того, как под влиянием жизненных обстоятельств даже чёрствые сердца оттаивали и пробуждались для новой жизни. Так, например, в рассказе «Инопланетянка» женщина по имени Кето, вспомнив вдруг прочитанные в каком-то журнале слова святого Иоанна Кронштадского о том, что у Господа нет лишних людей, жалеет местную чудачку Свету, которую до сих пор сторонилась, считая чуть ли не городской сумасшедшей.
А Циури из рассказа «Народное средство от депрессии», похоронившая мать и никак не желавшая смириться с утратой, возрождается и вновь обретает смысл жизни, приютив пожилую нищенку, которую бросил на произвол судьбы родной сын.
Подобных удивительных случаев автору хватило на более, чем пятьдесят рассказов – именно столько их вошло в сборник. Написанные очень простым языком, они бесконечно мудры и удивительно глубоки, и от своей простоты только выигрывают в глазах читателя. В своих «Записках очевидца» Мария Сараджишвили словно бы говорит: что-то похожее может однажды произойти с каждым из нас, и неважно где – в России, в Америке или «Однажды в Грузии».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.