
Московская улица Пречистенка с самого утра была запружена богатыми, празднично украшенными каретами. Люди останавливались, вытягивая шеи и пытаясь разглядеть, что же такое происходит там, куда устремлялись все эти шикарные экипажи. А мальчишки, маленькие уличные сорванцы, уже успевшие сбегать на разведку, нарочито равнодушно тянули: «Сва-адьба!»
Это, действительно, была свадьба. Весной тысяча восемьсот шестого года венчались дворянка Маргарита Михайловна Нарышкина и генерал Александр Алексеевич Тучков. Счастливые молодые под перезвон колоколов выходили из церкви, а приглашённые и просто зеваки, радостно их приветствовали. Вдруг, откуда ни возьмись, перед молодожёнами появился старик в лохмотьях. Он опирался на длинную суковатую палку. «Юродивый», — пронеслось в толпе. Старик подошёл к невесте, и, протянув ей палку, беззубым ртом прошамкал:
— Возьми, мать Мария, посох игуменский!
Молодая женщина покачала головой.
— Вы ошиблись! Меня зовут Маргарита.
Но юродивый уже исчез в толпе, а посох так и остался в руке невесты...
Через много лет Маргарита Михайловна Тучкова дважды с замиранием сердца вспомнит этот случай: когда будет принимать монашеский постриг, в котором её нарекут именем Мария и когда её посвятят в игуменьи построенного ею на собственные средства Спасо-Бородинского монастыря.
Но монашеский постриг случится позже. Пока же счастливая Маргарита не расставалась с любимым мужем ни на минуту. А когда в тысяча восемьсот восьмом году воинский долг призвал Тучкова выступить с императорской армией в Шведский поход, Маргарита... отправилась вместе с ним.
Женщина в армии — в то время это выглядело чем-то совершенно непостижимым. Однако Маргарита не собиралась становиться обузой. Она по своей природе не была ни капризной, не изнеженной. Стойко терпя холод, лишения и неудобства походной жизни, Тучкова ещё и нашла возможность быть полезной. Маргарита взяла на себя обязанности по уходу за ранеными, перевязывала их, кормила, держала за руку умирающих и ободряла выздоравливающих. Фактически, Маргарита Михайловна стала первой в истории русской армии сестрой милосердия.
В опустошённых войною селениях Тучкова разворачивала пункты бесплатной раздачи пищи и одежды. Нечастные, измученные голодом люди благословляли её за доброту и называли «ангелом».
Однако в следующий поход — войну с французами тысяча восемьсот двенадцатого года — «ангел» не смог полететь за своим любимым супругом. Высшее командование выразило строгий протест, и Маргарита осталась дома. Её терзали дурные предчувствия, снились плохие сны... И вот однажды она получила горькую весть: генерал Тучков пал смертью героя в Бородинской битве...
Маргарита тяжело переживала смерть супруга, которого не имела возможности даже похоронить — его тело на Бородинском поле так и не смогли отыскать. Но Тучкова понимала — слезами мужу не поможешь. Зато можно помочь его бессмертной душе молитвой и делами милосердия. Продав одно из своих имений, Маргарита Михайловна решила построить на Бородинском поле церковь.
Вскоре в бородинское небо устремился крестами куполов белокаменный храм во имя Спаса Нерукотворного. Сама Маргарита Михайловна поселилась поблизости в небольшой сторожке и повела жизнь инокини. А через некоторое время приняла монашеский постриг, получив новое имя — Мария. То самое, которое предсказал ей юродивый в день свадьбы...
Постепенно мать Мария построила на бородинском поле целый монастырь. Чтобы выручить деньги, продала все свои драгоценности. А в новую обитель, где её назначили игуменьей, пригласила вдов и сирот, чьи мужья и родители пали при Бородино.
На территории монастыря игуменья открыла богадельню и приют, больницу и школу для крестьянских девочек, в которой сама обучала их грамоте и рукоделию. И снова люди с благодарностью называли её «ангелом».
Ангелом любви и добра называют Маргариту Тучкову — игуменью Марию — и сегодня. Эта удивительная женщина с необыкновенной судьбой для многих поколений стала символом самоотверженности и милосердия.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер