Есть у моей приятельницы психолога такая теория: чтобы быть молодым душой — надо иметь в друзьях совсем юных знакомых. Но даже независимо от этой теории — у меня, правда, почему-то много молодых, иногда смешных, иногда очень серьезных, всегда очень интересных друзей и подруг. Одна моя подруга как-то очень сильно влюбилась. И очень хотела к своему прекрасному молодому человеку найти подход. Прическу изменила. Одежки докупила. На курсы живописи пошла. Спрашивает: как думаешь, правильно я делаю? Привлечет ли это моего любимого в мою жизнь? Я подумала, сделала мудрый вид и говорю: ну конечно, моя дорогая! А если не сработает — то как же хорошо научиться по-настоящем рисовать! Моя мудрость юную девушку не впечатлила. Ее во всей истории волновал исключительно предмет любви. Она еще не дошла до моей взрослой ступени, где уже можно подумать: а ведь ты и сама ничего себе? Ну, помимо живописи, прически и прочих радостей, подруга решила выяснить, как завоевать любимого по гороскопу. Гороскоп был изучен со всех сторон. Ты знаешь, возбужденно докладывала девушка, его зодиакальный портрет полностью совпадает с его сущностью. Так удивительно, я прямо узнала его точно в этом портрете! Оказывается, мужчины, рожденные 20 марта, обладают удивительной романтичностью, очень любят, когда их хвалят — это все про него! И в них соревнуются два начала — одно романтичное, другое деловое — это тоже про него! И в женщине ему нужен уют и спокойствие. Как это точно! Это все он! Я буду создавать ему уют и все остальное. И хвалить буду. Уверена, что я нашла правильные ответы на все вопросы! Я слушала влюбленную девушку с удивлением. Но что делать — совпадает так совпадает. А кому спрашивается не нужны уют и спокойствие? — подумала я все же...
Подруга ушла в свою жизнь, завоевывать счастье — при полном знании психологии и потребностей любимого — то есть вооруженная до зубов зодиакальной и очень точной информацией. В следующий раз я увиделась с ней и спросила: ну как, пригодились тебе твои гороскопы? Могли бы... потупилась она. Только получился конфуз. И, кажется, мы немного поссорились. Почему? — удивилась я. Просто я пришла к моему любимому 20 марта — вся уютная и спокойная, с подарками, и готовая к его романтичности, которая соревнуется с его деловитостью. И что — с нетерпением спросила я? Подруга чуть не плакала. Он очень обиделся... На что? На твою уютность? Или свою деловитость? Нет, разрыдалась моя жертва астрологии. Просто день рождения у него — двадцатого февраля, а не двадцатого марта, понимаешь?
Сразу успокою всех. Они помирились. И любовь к живописи пересилила в подруге тягу к гороскопам. И честно говоря, во всех нас романтичность наверное граничит с деловыми качествами. И многим хочется дома иметь уют и спокойствие. И для этого можно даже не смотреть на звезды, достаточно — друг на друга. А иначе, зачем вы думаете, нужна большая любовь?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер