Мы с мужем проводили лето в одном провинциальном городке, где моя приятельница держала сувенирную лавку и маленькое кафе. Посетителей много, особенно в выходные, место у дороги — бойкое. И когда хозяйка, она же продавец, слегка приболела, я вызвалась её заменить за прилавком на несколько дней: мне был интересен новый опыт. Напарницей моей оказалась Люба — невысокая круглолицая женщина, проворная в работе, улыбчивая с покупателями. Два дня я любовалась на Любушку, поражалась её сноровке и энергии, а на третий день поток людей схлынул — и мы остались одни в тесном бревенчатом домике, начались будни. Люба разговорилась о себе и оказалась усталой задёрганной женщиной с ворохом бытовых забот. Мужа похоронила, дочке с тремя детьми помогать надо, да вот ещё и ноги болят... Говорить она могла часами, и это были невесёлые речи о трудностях жизни, о ежевечерней усталости, плохих тротуарах и перепадах кровяного давления. Я слушала, пытаясь иногда переключить свою напарницу на иные темы или хотя бы дать ей иной взгляд на положение вещей, но у меня не очень-то получалось. Было ощущение, что мы с Любой живём в разных мирах, и — каюсь, я ждала окончания смены, чтобы уйти поскорее домой.
Однажды мимо окон нашего сувенирного домика с оглушительной сиреной промчалась пожарная машина, а за ней ещё одна, и ещё. Видимо, у кого-то всерьёз заполыхал дом, а городок-то — чуть ли не сплошь — деревянный... Люба сортировала в это время матрёшек, но прекратила своё занятие, распрямилась, встала перед окном. «Господи, Господи Иисусе Христе, только бы не сгорел никто, Господи, пусть все живы останутся, пусть никто не пострадает!» Она говорила и крестилась, хотя машины уже проехали, их и слышно не было, а Любушка всё продолжала: «Господи, Господи, помоги тем, у кого пожар!»
Я видела именно Любушку, Любовь — прекрасную и светлую, и лицо её было ясным, а слова настолько искренними, что в силе её молитвы невозможно было усомниться. Я подошла и встала рядом...
«Какие ж мы разные у Тебя, Господи! — думала я тем вечером по дороге домой, — но главное чтоб — Твои! И ещё главное, чтобы никто сегодня на том пожаре не сгорел... Мы ведь молились! А где двое или трое соберутся во имя Твоё — там и Ты посреди нас!»
А позже узнала я из местных новостей, что горела старая автобаза и никто из людей не пострадал.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Храм Казанской иконы Божьей Матери (с. Срезнево, Рязанская область)
Село Срезнево в Шиловском районе Рязанской области — совсем небольшое. Между тем, известно оно далеко за пределами Рязанщины. Оттуда родом известный учёный 19 столетия, филолог и этнограф, первый в России доктор славяно-русской филологии, Измаил Иванович Срезневский. Там, на родной земле, академик, по его собственному завещанию, и погребён — у стен Казанской церкви, в которой испокон веков служили священниками его предки.
Белоснежная, скромная, при этом невероятно изысканная, Срезневская церковь Казанской иконы Божьей Матери стоит на берегу Оки, в окружении деревьев, на фоне убегающих за горизонт полей. Этот каменный храм появился здесь в 1905-м году. Раньше в селе была деревянная Покровская церковь, с которой связано одно любопытное предание. В 1734 году деревянный храм, который стоял фактически на краю обрыва, было решено сдвинуть на сотню метров вглубь села, потому что берег опасно размывался водами Оки. Собрались местные крестьяне, и аккуратно, не разбирая на брёвна, перекатили сруб. Говорят, что в это время на Престоле стояла чаша со святой водой и пока двигали церковь, ни одна капля из неё не расплескалась!
К началу ХХ века деревянный Покровский храм обветшал, и вместо него построили каменный — во имя Казанской иконы Божией Матери. После октябрьской революции 1917 года Казанская церковь оказалась едва ли не единственным в округе действующим храмом. Сюда стекались православные со всей Рязанщины и из-за её пределов. Монашествующие из разорённых и закрытых обителей находили приют в домах сельчан. Укрылся здесь от гонений и настоятель Спасской Пронской мужской пустыни, старец Филарет (Пряхин). С собою он принёс широко почитаемую верующими икону Божией Матери «Споручница грешных». Люди шли помолиться перед чудотворным образом и к старцу Филарету — за духовным утешением и поддержкой. В те тяжёлые, страшные годы Срезневская Казанская церковь стала островком веры в бушующем океане богоборчества. Однако слухи о многолюдных богослужениях и чудотворной иконе дошли до властей. Старца Филарета арестовали. Много лет он провёл в исправительно-трудовых лагерях, в одном из которых скончался в 1942-м году. Храм некоторое время стоял закрытым, но во время Великой Отечественной войны в нём вновь зазвучала молитвы. Вернулись из заключения некоторые монахи, жившие при церкви. Одна из них — матушка Агния (Столярова) даже организовала при храме тайный монастырь. К счастью, власти больше не вмешивались в жизнь Казанской церкви. А потом времена изменились. Верующим больше не нужно было таиться. В 2000-м году Церковь прославила Срезневского старца Филарета (Пряхина) в лике преподобномученика, а матушку Агнию (Столярову) — как преподобноисповедницу. И сегодня люди по-прежнему приезжают в Срезнево, чтобы поклониться чудотворному образу Божьей Матери «Споручница грешных» в скромной сельской церковке на берегу Оки.
Все выпуски программы ПроСтранствия
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема











