Полное название знаменитого на весь мир Стэнфордского университета звучит так: Университет Леланда Стэнфорда-младшего. Стэнфорд-старший построил его в память о своём сыне. Потеряв единственного ребёнка, отец решил дать возможность учиться другим детям. И сказал своей жене фразу, ставшую исторической: «Теперь все дети Калифорнии будут нашими детьми».
Один из самых состоятельных и именитых граждан Соединённых Штатов Америки — Леланд Стэнфорд на заре своей юности был бедным парнем из Нью-Йорка. Начал с того, что устроился на работу в бакалейную лавку. И кто бы тогда мог подумать, что скромный парнишка сделает блестящую карьеру, станет юристом, а потом железнодорожным магнатом. Что ему в 1869-ом году выпадет честь открыть движение поездов по дороге, соединившей Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Что он станет губернатором Калифорнии и, наконец, сенатором Конгресса США.
У Стэнфорда была прекрасная семья — любимая жена Джейн и сын, тоже Леланд — талантливый мальчик, на которого отец с матерью возлагали большие надежды. Когда юноша окончил школу, родители сделали ему подарок — тур по Европе. В Италии 15-летний Леланд заразился брюшным тифом и сгорел в три дня.
Летели дни, месяцы. Стэнфорды не жили, а существовали. Время не лечило их: в голосах мальчишек на улице они слышали голос своего мальчика. Порой им казалось, что они видят Леланда на улице. И отец понял: с горем нужно бороться действием, благими делами. 15-ого ноября 1885-ого года чета Стэнфордов заявила о создании учредительного фонда будущего университета имени своего сына.
Для начала Леланд и Джейн объездили множество старинных университетов — хотели понять, каким должно быть образцовое высшее учебное заведение. Изучили и финансовую сторону вопроса, и образовательную. Потом отсмотрели массу проектов. Подсчитали стоимость подходящего — вышло пять миллионов долларов — сумма по тем временам огромная. Но Джейн сказала мужу: «Мы можем это сделать, Леланд, мы это можем!». И Стэнфорды действительно смогли. Они отдали под будущий университет свой огромный участок земли в пригороде Сан-Франциско. Пригласили лучших архитекторов, заказали лучшие материалы. Шесть лет шло строительство великолепных зданий и первоклассных лабораторий. Супруги лично приглашали педагогов, и опять слово «лучший» при отборе профессоров было ключевым.
В 1891-ом году университет открылся. Стэнфорды хотели, чтобы он отличался от прочих высших учебных заведений Америки: был бесплатным и принимал студентов всех слоёв общества. А один из основных пунктов программы обучения звучал так: «Обязательно учить в университете о бессмертии души, существовании мудрейшего и доброжелательного Творца и что повиновение Его законам является высшим долгом человека».
В общей сложности семья Стэнфордов вложила в создание и развитие своего детища 22 с половиной миллиона долларов! Затраты себя оправдали. Среди выпускников этого — одного из самых престижных университетов страны — 17 нобелевских лауреатов, оно стояло у истоков создания знаменитой Силиконовой долины, здесь были выпущены первые компьютерные программы Yahoo и Google.
А в музее университета находится прекрасная коллекция картин — Стэнфорд любил живопись и покупал произведения искусства в Европе. В первых залах этого музея висят полотна, на которых изображена счастливая семья: Леланд-младший, Леланд-старший и Джейн. И нет ни одного студента Стэнфордского университета, который не знал бы грустной и великой истории своей альма-матер.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











