
Фото: Sarmat Batagov/Unsplash
Однажды на заседании Северо-Кавказского коммерческого банка в Армавире, небольшом кавказском селении Кубанской губернии, начался оживлённый спор между акционерами. Один из должников банка предлагал заложить в погашение долга своё имущество: мельницу и конный завод. Но некоторые акционеры отказывались принять залог без подробной экспертной оценки, другие же считали, что можно обойтись без экспертизы залога. Спор разгорался, молчал только один человек — владелец банка Александр Асланович Тарасов. Вдруг он встал, поднял руку, привлекая всеобщее внимание. Все замолкли. Тарасов спросил: "Сколько просит должник ему погасить?" — "Десять миллионов золотом", - ответили ему. — "Я выкупаю его долги и вношу за это собственные деньги. А потом он своё имущество выкупит у меня обратно. Если мы не будем друг другу помогать, то кто тогда нам поможет?"
История купеческой семьи Тарасовых началась на заре девятнадцатого века. В Армавир переселился черкесский армянин Аслан Торос, записавшись в официальных документах Асланом Тарасовым. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Аслан открыл в Армавире лавку, где торговал мануфактурными товарами. Приезжавшие и местные торговцы охотно покупали у Аслана товар, потому что он торговал честно. Вскоре Аслана Тарасова избрали армавирским почётным судьей как справедливого и неподкупного человека. Армавирцы были уверены: Тарасов-старший решит каждое дело по закону, а богатство и влиятельность судящихся для него не имеют никакого значения.
После смерти Тарасова-старшего торговое дело продолжили пять его сыновей: Иван, Михаил, Лазарь, Гавриил, Александр. Они значительно расширили сферу деятельности отца: к началу двадцатого века торговая фирма купцов Тарасовых входила в число крупнейших на Северном Кавказе России, обладая множеством магазинов в Екатеринодаре (современный Краснодар), Ставрополе, Симферополе и Астрахани. Наличие крупного капитала не мешало купцам живо отзываться на нужды своих соотечественников. Армавирцы знали, к кому можно обратиться, если сгорит дом или стрясётся другая беда. Купцы всегда откликались на просьбы своих земляков, помогали нуждающимся деньгами, вещами, продуктами. Несколько армянских семей, потерявших кормильцев, получали от Тарасовых ежемесячную помощь.
В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Александр Асланович Тарасов был избран председателем армавирского филиала Армянского благотворительного общества на Кавказе. Вскоре Александра Аслановича назначили ещё и директором Армавирского отделения Попечительского комитета о тюрьмах. Тарасовы помогали нуждающимся не только в родном городе Армавире: на средства Александра и его братьев, Николая и Гавриила, был выстроен Екатеринодарский приют для беспризорных, учреждены несколько стипендий для учащихся Екатеринодарской мужской гимназии. В тысяча девятьсот тринадцатом году Гавриил и Николай Тарасовы пожертвовали каменный двухэтажный дом церковно-приходскому попечительству Армянской Успенской церкви в Екатеринодаре.
Внука Александра Тарасова, Льва Аслановича Тарасова, родившегося в тысяча девятьсот одиннадцатом году, родители увезли после революции во Францию. Там Лев Тарасов стал известен как талантливый писатель под псевдонимом Анри Труайя. Всю жизнь Труайя сохранял тесную связь с русской культурой: благодаря ему Европа узнала о мастерах российской словесности — его перу принадлежат биографии Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина, Чехова, Тургенева... Анри не забывал о милосердных традициях своей семьи: немало помогал Армянскому благотворительному фонду в Париже. Но особенно важным было для него, чтобы его самое дорогое достояние — ценнейший архив — вернулся в Россию, на родину его предков.
В две тысячи девятом году Мишель, дочь Анри Труайя — Льва Аслановича Тарасова — выполнила завещание отца и пожертвовала Российскому государственному архиву литературы и искусства библиотеку и часть рукописного архива писателя.
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории