Однажды на заседании Северо-Кавказского коммерческого банка в Армавире, небольшом кавказском селении Кубанской губернии, начался оживлённый спор между акционерами. Один из должников банка предлагал заложить в погашение долга своё имущество: мельницу и конный завод. Но некоторые акционеры отказывались принять залог без подробной экспертной оценки, другие же считали, что можно обойтись без экспертизы залога. Спор разгорался, молчал только один человек — владелец банка Александр Асланович Тарасов. Вдруг он встал, поднял руку, привлекая всеобщее внимание. Все замолкли. Тарасов спросил: "Сколько просит должник ему погасить?" — "Десять миллионов золотом",- ответили ему. — "Я выкупаю его долги и вношу за это собственные деньги. А потом он своё имущество выкупит у меня обратно. Если мы не будем друг другу помогать, то кто тогда нам поможет?"
История купеческой семьи Тарасовых началась на заре девятнадцатого века. В Армавир переселился черкесский армянин Аслан Торос, записавшись в официальных документах Асланом Тарасовым. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Аслан открыл в Армавире лавку, где торговал мануфактурными товарами. Приезжавшие и местные торговцы охотно покупали у Аслана товар, потому что он торговал честно. Вскоре Аслана Тарасова избрали армавирским почётным судьей как справедливого и неподкупного человека. Армавирцы были уверены: Тарасов-старший решит каждое дело по закону, а богатство и влиятельность судящихся для него не имеют никакого значения.
После смерти Тарасова-старшего торговое дело продолжили пять его сыновей: Иван, Михаил, Лазарь, Гавриил, Александр. Они значительно расширили сферу деятельности отца: к началу двадцатого века торговая фирма купцов Тарасовых входила в число крупнейших на Северном Кавказе России, обладая множеством магазинов в Екатеринодаре (современный Краснодар), Ставрополе, Симферополе и Астрахани. Наличие крупного капитала не мешало купцам живо отзываться на нужды своих соотечественников. Армавирцы знали, к кому можно обратиться, если сгорит дом или стрясётся другая беда. Купцы всегда откликались на просьбы своих земляков, помогали нуждающимся деньгами, вещами, продуктами. Несколько армянских семей, потерявших кормильцев, получали от Тарасовых ежемесячную помощь.
В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Александр Асланович Тарасов был избран председателем армавирского филиала Армянского благотворительного общества на Кавказе. Вскоре Александра Аслановича назначили ещё и директором Армавирского отделения Попечительского комитета о тюрьмах. Тарасовы помогали нуждающимся не только в родном городе Армавире: на средства Александра и его братьев, Николая и Гавриила, был выстроен Екатеринодарский приют для беспризорных, учреждены несколько стипендий для учащихся Екатеринодарской мужской гимназии. В тысяча девятьсот тринадцатом году Гавриил и Николай Тарасовы пожертвовали каменный двухэтажный дом церковно-приходскому попечительству Армянской Успенской церкви в Екатеринодаре.
Внука Александра Тарасова, Льва Аслановича Тарасова, родившегося в тысяча девятьсот одиннадцатом году, родители увезли после революции во Францию. Там Лев Тарасов стал известен как талантливый писатель под псевдонимом Анри Труайя. Всю жизнь Труайя сохранял тесную связь с русской культурой: благодаря ему Европа узнала о мастерах российской словесности — его перу принадлежат биографии Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина, Чехова, Тургенева... Анри не забывал о милосердных традициях своей семьи: немало помогал Армянскому благотворительному фонду в Париже. Но особенно важным было для него, чтобы его самое дорогое достояние — ценнейший архив — вернулся в Россию, на родину его предков.
В две тысячи девятом году Мишель, дочь Анри Труайя — Льва Аслановича Тарасова — выполнила завещание отца и пожертвовала Российскому государственному архиву литературы и искусства библиотеку и часть рукописного архива писателя.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.