
Фото: Bianca Ackermann/Unsplash
Солнечным пасхальным утром 1902 года вихрастые ребятишки высыпали после службы из Смоленского собора города Белгорода. Гомоня и весело смеясь, они подхватили узелки с освящёнными яйцами, куличами и побежали в церковную богадельню для инвалидов и нищих. За ними не спеша направился Михаил Васильевич Мачурин — известный городской благотворитель. Радостно встречали своих гостей обитатели Дома призрения: благодарили своего благодетеля за недавний ремонт. Два года назад Мачурин выкупил богадельню и передал в собственность Смоленского собора, обязуясь участвовать в её финансировании. В одной из комнат богадельни открыли церковно-приходскУю школу. В 1901 году богадельный дом на средства Мачуриных был полностью отремонтирован.
Род купцов Мачуриных стал известен в середине 18 века, когда ими был основан первый мыловаренный завод в Белгороде. В 1827 году они построили в Белгороде ещё и завод восковых свечей. Продукция завода пользовалась огромным спросом: во многом потому, что свечи делались из чистого пчелиного воска, без добавления парафина, как на других предприятиях. Дело Мачуриных процветало и расширялось: в городе они открыли новые магазины, в гостином ряду имели десятки лавок по продаже дёгтя, мёда, воска и прочего разного товара.
Из заработанных честным трудом капиталов Мачурины не скупились выделять средства на развитие города, строительство и ремонт храмов. Немало жертвовали на нужды русской армии во время Отечественной войны 1812 года. Многие представители рода Мачуриных играли большую роль в жизни Белгорода. Среди них были городской голова, бургомистры в городском магистрате, гласные и члены различных комиссий в городской думе. Мачурины участвовали, в том числе и финансово, в решении вопросов по ремонту дорог Белгорода, освещению центральных улиц, починке мостов через реки Северский Донец и Везёлку и многих других проблем благоустройства города.
Самый большой дом в Белгороде Мачурины пожертвовали в 1876 году для размещения в нем учительского института. Это учебное заведение с трёхгодичным курсом обучения готовило более 75 учителей для городских училищ. Выпускники института работали преподавателями училищ в разных городах России. За большой вклад в развитие города и щедрую благотворительность около 20 представителей рода Мачуриных получили самое уважаемое звание: «Потомственный почётный гражданин Белгорода».
Одним из самых видных и щедрых представителей купеческой династии Мачуриных был Михаил Васильевич. Мачурин успевал всё: и управлять производством, и вести успешную торговую деятельность, и выполнять обязанности городского головы, и быть в течение 27 лет старостой Смоленского собора. Михаил Васильевич не жалел личных средств на нужды собора: возобновил верхнюю церковь, заказал новый иконостас, закупал богослужебную утварь по мере необходимости. Помогал Смоленской церкви и родственник Михаила Васильевича — купец Михаил Константинович Мачурин. Не являясь прихожанином Смоленского собора, Михаил Константинович в 1825 году на свои собственные средства отделал под мрамор всю верхнюю часть собора, а в 1839 году в нижней части устроил новый придел в честь своего ангела Архистратига Михаила.
В советское лихолетье Смоленский собор, в который Мачурины вложили так много усилий, был закрыт и заброшен. К счастью, сегодня храм восстановлен, и жители Белгорода могут помолиться и вспомнить своих земляков — купцов Мачуриных, столь много сделавших для родного города.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер