
Фото: Bianca Ackermann/Unsplash
Солнечным пасхальным утром 1902 года вихрастые ребятишки высыпали после службы из Смоленского собора города Белгорода. Гомоня и весело смеясь, они подхватили узелки с освящёнными яйцами, куличами и побежали в церковную богадельню для инвалидов и нищих. За ними не спеша направился Михаил Васильевич Мачурин — известный городской благотворитель. Радостно встречали своих гостей обитатели Дома призрения: благодарили своего благодетеля за недавний ремонт. Два года назад Мачурин выкупил богадельню и передал в собственность Смоленского собора, обязуясь участвовать в её финансировании. В одной из комнат богадельни открыли церковно-приходскУю школу. В 1901 году богадельный дом на средства Мачуриных был полностью отремонтирован.
Род купцов Мачуриных стал известен в середине 18 века, когда ими был основан первый мыловаренный завод в Белгороде. В 1827 году они построили в Белгороде ещё и завод восковых свечей. Продукция завода пользовалась огромным спросом: во многом потому, что свечи делались из чистого пчелиного воска, без добавления парафина, как на других предприятиях. Дело Мачуриных процветало и расширялось: в городе они открыли новые магазины, в гостином ряду имели десятки лавок по продаже дёгтя, мёда, воска и прочего разного товара.
Из заработанных честным трудом капиталов Мачурины не скупились выделять средства на развитие города, строительство и ремонт храмов. Немало жертвовали на нужды русской армии во время Отечественной войны 1812 года. Многие представители рода Мачуриных играли большую роль в жизни Белгорода. Среди них были городской голова, бургомистры в городском магистрате, гласные и члены различных комиссий в городской думе. Мачурины участвовали, в том числе и финансово, в решении вопросов по ремонту дорог Белгорода, освещению центральных улиц, починке мостов через реки Северский Донец и Везёлку и многих других проблем благоустройства города.
Самый большой дом в Белгороде Мачурины пожертвовали в 1876 году для размещения в нем учительского института. Это учебное заведение с трёхгодичным курсом обучения готовило более 75 учителей для городских училищ. Выпускники института работали преподавателями училищ в разных городах России. За большой вклад в развитие города и щедрую благотворительность около 20 представителей рода Мачуриных получили самое уважаемое звание: «Потомственный почётный гражданин Белгорода».
Одним из самых видных и щедрых представителей купеческой династии Мачуриных был Михаил Васильевич. Мачурин успевал всё: и управлять производством, и вести успешную торговую деятельность, и выполнять обязанности городского головы, и быть в течение 27 лет старостой Смоленского собора. Михаил Васильевич не жалел личных средств на нужды собора: возобновил верхнюю церковь, заказал новый иконостас, закупал богослужебную утварь по мере необходимости. Помогал Смоленской церкви и родственник Михаила Васильевича — купец Михаил Константинович Мачурин. Не являясь прихожанином Смоленского собора, Михаил Константинович в 1825 году на свои собственные средства отделал под мрамор всю верхнюю часть собора, а в 1839 году в нижней части устроил новый придел в честь своего ангела Архистратига Михаила.
В советское лихолетье Смоленский собор, в который Мачурины вложили так много усилий, был закрыт и заброшен. К счастью, сегодня храм восстановлен, и жители Белгорода могут помолиться и вспомнить своих земляков — купцов Мачуриных, столь много сделавших для родного города.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











