Давно известно: человеку зимою не хватает лета, а осенью – весны, что справедливо подмечено даже в популярной песенке. И правда: когда за окном метель, а на термометре хотя бы минус десять, очень хочется яркого солнца и зелёной травы. И, наоборот, посреди знойного июля вдруг размечтаешься о пушистом снеге и свежем морозном воздухе. В издательстве Храма Христа Спасителя, кажется, придумали, как разрешить этот парадокс. Изданная там четырёхтомная Антология русской поэзии «Круг лета Господня» даёт читателю возможность отправиться в увлекательное путешествие по временам года вместе с любимыми поэтами.
Перед теми, кто кропотливо работал над этим уникальным проектом, хочется почтительно снять шляпу. Можно только догадываться, каких трудов стоило издателям выбрать из всего корпуса русского поэтического наследия - от древнерусской литературы до современности – стихи особенные, звучащие как бы на одной ноте с природой, с вселенной и человеческой душой. И не только стихи – поэзию иллюстрируют картины известных художников, и настолько гармонично с ней сочетаются, что и стихи, и картины, буквально оживают перед взором читателя. И знаменитое пушкинское «Октябрь уж наступил…» на фоне роняющих листву берёз осмысливается по-новому, и оставляет ощущение ошеломляющей новизны, словно от впервые прочитанного стихотворения.
Да и наверняка найдутся в Антологии русской поэзии «Круг лета господня» стихи, с которыми широкому читателю прежде действительно сталкиваться не приходилось. Может быть, это будет «Тайная вечеря» Владимира Набокова или «Величание Богоматери» преподобного Варсонофия Оптинского – так или иначе, книга способна расширить взгляд на поэзию даже у самого осведомлённого читателя. Таких стихов особенно много во второй части каждого тома, под общим названием «Православные праздники». Там же даются простые и понятные разъяснения о церковных традициях празднования памятных дней.
Полторы тысячи страниц Антологии вместили около семисот стихотворений девяноста четырех авторов, и сотни иллюстраций. Четырёхтомник был отмечен множеством литературных наград, в том числе титулом «Лучшая книга года». На основе издания разработан уникальный мультимедийный проект с участием известных российских артистов под названием «Живая поэзия». И она действительно живая. Чтобы это почувствовать, достаточно в февральский мороз открыть том «Лето» и прочитать, например, лермонтовское «Когда волнуется желтеющая нива…» Лето наступит - пусть не за окном, а в нашей душе, но это, согласитесь, настоящее чудо, которое способна совершить Антология русской поэзии «Круг лета Господня»
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







