В 2007 году в Русской Православной Церкви появился новый праздник — день памяти всех британских и ирландских святых. Его отмечают летом — в третье воскресенье после дня Святой Троицы. Так постановил Священный Синод нашей Церкви с учетом сложившейся традиции — после Троицыного дня совершать празднования святых того или иного региона. Благодаря появлению нового праздника в собор святых, почитаемых нашей Церковью, были включены древние христианские подвижники, жившие на территории Великобритании и Ирландии до отпадения западных христиан от общения с Православием. То есть до середины 11-го века. К примеру, теперь православным святым считается знаменитый Патрик, епископ и просветитель Ирландии. Кстати, Православие сегодня самая так сказать «быстрорастушая» религия в Ирландии. Православных христиан по данным 2016 г. — около 100 тысяч человек.
Почитается православными сегодня и великая ирландская святая — Бригитта КилдАрская. Ее ирландцы считают покровительницей своей страны ничуть не меньше святого Патрика. Бригитта жила на рубеже 5-6-го веков и прославилась как монахиня-подвижница и основательница большого количества монастырей, благодаря которым христианство активно распространялось по территории Ирландии. Основным регионом служения святой Бригитты было нынешнее графство КилдЭр на востоке страны. Влияние Бригитты на христианскую жизнь ирландцев настолько велико, что местные художники до сих изображают ее с посохом епископа в руках.
В течение жизни святая совершила множество дел милосердия. Поэтому ирландцы почитают ее и как милосердную святую, по молитвам к которой происходят многочисленные чудеса. Если символом святого Патрика является зеленый трилистник, то святую Бригитту принято на православных иконах изображать с крестом в руках. Причём крест имеет особую форму. В центре его находится плетеный квадрат, из которого крестообразно исходят четыре закругленных луча.
По преданию первый подобный крест сплела из тростника сама Бригитта. Его она вложила в руки своего умиравшего отца, принявшего после этого крещение. Интересно, что до того крест подобной формы считался языческим знаком солнца, но благодаря святой стал христианским символом.
Сами ирландцы, православные в том числе, с удовольствием плетут крест святой Бригитты. Крест святой Бригитты в Ирландии принято помещать над входной дверью как символ покровительства и защиты святой. Крест, изготовленный из тростника или вереска, висит над входом в дом или квартиру в течение года. И обновляется к общенациональному дню памяти святой Бригитты, который празднуется в Ирландии 1-го февраля. И хотя это не церковный, а просто государственный праздник, православные ирландцы стараются соблюсти, как и прочие жители страны, и традицию обновления креста, и еще один не менее древний обычай — подражать святой Бригитте в делах милосердия. В день общенародного праздника каждый ирландец старается сделать что-нибудь доброе, оказать помощь нуждающимся — то есть поступить так, как поступила бы святая Бригитта.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер