Осенью 1942 года именно Константину Константиновичу Рокоссовскому было поручено спасти Сталинград. Сумев найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, Константин Рокоссовский перегруппировал войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, в результате чего удалось прорвать оборону противника. Фельдмаршал Паулюс, возглавлявший одну из немецких группировок под Сталинградом, лично сдался Рокоссовскому. Именно Сталинградская битва известна как одно из ключевых сражений, определивших ход Великой Отечественной войны.
Константин Рокоссовский, будущий маршал и дважды Герой Советского Союза, еще в детстве зачитывался рассказами о подвигах Александра Македонского. Оставшись в 14 лет круглой сиротой, он был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь. В 1914 году началась Первая мировая война, и Константин добровольцем ушел на фронт. С того момента Рокоссовский навсегда связал свою жизнь с военной службой.
Константин Константинович не терял присутствия духа даже в самых сложных ситуациях. Как сам Рокоссовский, командовавший первым парадом Победы 24 июня 1945 года, относился к понятиям подвига и истинного счастья для солдата?

Осенью 1942 года, в разгар Великой Отечественной войны, в штабе Брянского фронта раздался телефонный звонок. Ставка Верховного Главнокомандующего вызывала командира — генерал-лейтенанта Константина Рокоссовского. У аппарата был Иосиф Сталин. «Немедленно выезжайте в Москву. Есть разговор», — коротко сказал он. На следующий же день Рокоссовский прибыл в Кремль. Смотрел, как Сталин ходит взад-вперёд по кабинету. Ждал приказа. И вдруг услышал: «Спасите Сталинград!».
Константин Константинович Рокоссовский, героический военачальник, которому в 1944 году было присвоено звание маршала Советского Союза, всю свою жизнь посвятил служению Отечеству. Прошёл дорогами Первой Мировой, с которой вернулся с Георгиевским крестом на груди. Он называл себя воином по зову сердца. В детстве зачитывался рассказами о подвигах Александра Македонского. Правда, времени на чтение не всегда хватало. Оставшись в 14 лет круглым сиротой, Костя был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь. Побывал подмастерьем у кондитера, каменотёсом, помощником дантиста. А в 1914-м, когда грянула Первая мировая война, добровольцем ушёл на фронт. И с тех пор навсегда связал свою жизнь с армией.
И вот теперь сам Верховный Главнокомандующий просит Рокоссовского спасти Сталинград. Уже несколько месяцев, окружённый немецкими войсками, город героически держал оборону. Но враг превосходил и по численности, и по оружию. Силы и возможности у солдат Юго-Западного и Донского фронтов были на исходе. К примеру, в 4-й танковой дивизии оставалось всего 4 танка, и бойцы с горьким юмором называли её «четырёхтанковой» дивизией. Немцы наступали. Переломить ситуацию казалось невозможным. И Сталин решил: если и есть человек, которому под силу совершить невозможное, то это — Рокоссовский. Ведь сумел же он в 41-м, когда немцы стояли под Москвой, а Красная Армия неумолимо сдавала позиции, собрать из разрозненных, отступающих батальонов и павших духом солдат силу, которая оказалась способной отбросить врага от столицы. О том, что Рокоссовский обладал удивительными душевными качествами и умел вселять в подчинённых веру в победу, свидетельствовали многие его сослуживцы. Маршал Казаков, к примеру, утверждал, что даже в самых сложных ситуациях Константин Константинович не терял присутствия духа, так, что бойцы и командиры заражались его спокойствием и чувствовали себя уверенно. А генерал-лейтенант Николай Антипенко вспоминал: «Он видел в каждом доброго боевого товарища, своего друга. Рокоссовского не боялись — его любили».
Отправляясь в Сталинград, Константин Константинович твёрдо пообещал Сталину: чтобы дать отпор врагу, будет сделано всё. Своё слово Рокоссовский сдержал. Он сумел особым образом перегруппировать войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. И в результате, после тяжёлых боёв, прорвать оборону противника. Одну из немецких группировок под Сталинградом возглавлял небезызвестный фельдмаршал Паулюс. Он лично сдался Рокоссовскому, сложив оружие к ногам русского военачальника. Сталинградская битва вошла в историю как одно из ключевых сражений, определивших ход Великой Отечественной войны.
Рокоссовский говорил: «Величайшее счастье для солдата — сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой долг, тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!». 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский командовал первым парадом Победы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер