Картину «День Благовещения» Константин Юон написал в 1922 году, на тот момент в Троице-Сергиевой лавре уже два года как прекратились богослужения...
Но несмотря на это художнику удалось передать радость жизни верующего человека, которая вне времени.

— Добрый день, девушка! С праздником вас! Будьте любезны, покажите, пожалуйста, где в вашем магазине лежит акварельная бумага? Никак не могу найти.
— Вот на этом стеллаже, в ассортименте. А какой сегодня праздник?
— Благовещение Пресвятой Богородицы. А вот, кстати, у вас на витрине перекидной календарь с картиной Константина Юона, посвящённой этому торжеству.
— Надо же, не заметила! И про Благовещение забыла. Напарница заболела, работаю без выходных, так что все дни слились в сплошные будни. На картине-то вон люди Богу помолились, из церкви возвращаются.
— К сожалению, это не так. Картину «День Благовещения» Юон написал в 1922 году. А богослужения в Троице-Сергиевой лавре прекратились двумя годами ранее.
— А почему?
— Служить Богу запретили большевики. Последнюю литургию братия совершила в мае 1920-го, на Троицу. После этого надолго замолчали лаврские колокола, погасла лампада у мощей преподобного Сергия. Монахов выселили. Паломничества прекратились.
— Что же происходит там, на территории, которую так красиво нарисовал Юон? Откуда и куда идут все эти люди на картине?
— Трудно сказать точно. Мы можем только предполагать, опираясь на исторические факты. А они печальные. За оградой монастыря устроили музей. В храмах разместились несколько учебных заведений, клубы, столовые и даже тир. Монашеские корпуса отдали под жильё. Так что, скорее всего, на картине Юона мы видим людей, поселившихся в кельях по ордерам, полученным от советской власти.
— А вот, посмотрите, несколько женщин в ряд выстроились перед входом в церковь. Думаете, они просто любуются? Не молятся?
— Вполне возможно, что христианки собрались перед Успенским собором, чтобы хотя бы у его дверей вместе помолиться в праздничный день. Но нужно понимать, что для этого требовалась смелость. За веру в Бога тогда можно было поплатиться и благополучием, и свободой, и жизнью. Сотни тысяч православных христиан пострадали в годы гонений.
— Глядя на эту картину, не верится, что так было. Пронзительно синее небо, яркий солнечный свет на куполах, снег, отступающий перед весенним теплом — всё как будто дышит радостью.
— Да, Константину Юону удалось показать благодать праздника, не иссякающую вопреки репрессиям.
— Так захотелось воочию увидеть и эти храмы, и этот свет, как на картине.
— Нет ничего проще! Полтора часа на электричке — и вы в Сергиевом посаде. Тем более, что погода в ближайшую неделю обещает быть солнечной, как на полотне Юона.
— А храмы, что он нарисовал, уцелели?
— Да, слава Богу, стоят, хотя немного изменились. Так, четыре боковых купола Успенского собора в начале двадцатого века были белыми, а сейчас голубые. Но по-прежнему украшены золотыми звёздами! А храм Сошествия Святого Духа на апостолов, что справа на картине, после реставрации в шестидесятых годах двадцатого века приобрёл другие очертания. Крутую четырёхскатную кровлю разобрали. Вместо неё своды украсили килевидными закомарами — заострёнными кверху полукружиями, по три с каждой стороны. Но в целом пейзаж Юона вполне узнаваем!
— Можно совершить путешествие в прошлое!
— Радость жизни верующего человека, запечатлённая Юоном — она вне времени. Мы можем к ней прикоснуться, посмотрев картину «День Благовещения» в Третьяковской галерее. А можем и сами почувствовать эту радость, помолившись за богослужением в Троице-Сергиевой лавре или в любом православном храме.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











