Христианство стало дозволенной религией в Римской империи благодаря Константину Великому. Гонения на последователей Христа прекратились, им разрешили открыто совершать богослужение. Интересно, что сам император Константин, хотя и был покровителем Христианской Церкви и даже прославлен в лике святых, стал христианином только перед смертью. Он принял крещение на смертном одре, большую часть своей жизни Константин числился оглашенным, то есть готовящимся войти в Церковь. Почему же нехристианин так защищал христианство? Ответ нужно искать в биографии правителя. Путь Константина к титулу правителя всей Римской империи был труден. В 312 году его войско должно было сразиться с очень сильным соперником — Максенцием, еще одним претендентом на единовластие в империи. Перед битвой Константин увидел знак от Бога. Свет солнца вдруг приобрел крестообразное очертание, и правитель услышал голос с Неба: «этим знамением победишь». Константин велел своим воинам нанести знак креста на щиты, затем последовала грандиозная победа. Впоследствии святой император одобрил появление праздника в честь креста Христова — Крестовоздвижения.
Православное отношение к Кресту Христову выражает кондак праздника Крестовоздвижения. Кондак — особый вид песнопения, в котором в сжатом формате излагается смысл церковного торжества. Церковнославянский текст кондака Крестовоздвижения звучит так: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу».
По-русски этот текст выглядит так: «Вознесённый на Крест добровольно, соимённому Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, — да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы». Кондак Крестовоздвижения говорит нам о том, что жертва Христа была добровольной. Сын Божий позволил Себя убить, чтобы Своей смертью и воскресением спасти всех людей, дать им возможность войти в Царство Небесное. У древних римлян крест считался знаком позора, средством казни отъявленных преступников. Спаситель сделал Крест символом победы — над грехом, дьяволом и смертью.
Кондак праздника Крестовоздвижения несколько раз исполняется хором во время богослужения. В частности, после того, как в центр храма выносится крест с изображенным на нем распятием Спасителя. Вынос креста — одна из традиций праздника Крестовоздвижения. Так Церковь напоминает прихожанам, какой ценой была дарована людям победа над смертью и возможность обитать в Царствии Небесном. А теперь давайте послушаем кондак Крестовоздвижения в исполнении хора Минской духовной семинарии.
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Константин Ветренко, Андрей Якунин
Гостями программы «Делатели» были руководитель хабаровской общественной организации «Милосердие» Константин Ветренко и руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности Андрей Якунин.
Мы говорили о помощи бездомным и людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели