У нас в гостях был клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.
Мы говорили о Евангельских словах "Кому много дано, с того много и спросится", в чем смысл этих слов, как человеку увидеть в себе данный Богом талант, не зарыть этот талант, а развить его.
__________________________________________________________________________________
А.Пичугин
— Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте, здесь программа «Светлый вечер». Я – Алексей Пичугин и сегодня, как и очень часто мы это делаем, наша беседа пойдет… будет связана с Евангельским отрывком, зачалом, которое будет читаться завтра в храмах на литургии. В частности, завтра в церкви будут читать Евангелие от Луки, 68 зачало – это 12 глава. Самое главное, что там сказано и то, от чего мы сегодня в нашей беседе будем отталкиваться – это слова Спасителя: «От всякого, кому дано много – многое потребуется, и кому многое вверено, с того и больше взыщут». Самореализация, так мы назвали тему нашей сегодняшней программы. Поговорим об этом в христианском ключе, с христианской точки зрения и у нас в гостях протоиерей Олег Стеняев, он клирик храма Рождества Иоанна Предтече в Сокольниках. Отец Олег, здравствуйте!
О.Стеняев
— Добрый вечер!
А.Пичугин
— И вот первый вопрос, что же такое самореализация для христианина? Да и вообще, наверное, для всякого человека. Слова очень важные, даже может быть подчас для кого-то они покажутся страшными: «От всякого, кому дано много – многое потребуется, и кому многое вверено, с того и больше взыщут». Тут получается такая дифференциация.
О.Стеняев
— Счастье человеческой жизни заключается в том, чтобы разгадать намерения Божьи относительно самого себя. И когда человек путем жизненных каких-то пертурбаций, сложностей, он вдруг начинает понимать, для чего он, зачем он – вот это и есть настоящее счастье человеческой жизни – распознать замысел Божий относительно самого себя. Потому что многие люди всю жизнь занимаются немножко не своим делом и дискомфорт, который испытывает тот, или иной человек, он как правило связан с тем, что человек занялся не своим делом. Так вот, Библия, как Господне руководство к действию – это и есть книга, которая помогает человеку понять, что есть его дело, настоящее его дело в этой жизни, а что – это какие-то суррогаты, какие-то подмены, то что дьявол пытается с помощью этого нас отвлечь от главного намерения Божьего относительно каждого из нас.
А.Пичугин
— Но ведь есть очень конкретные примеры, когда человеку приходится заниматься совершенно не своим делом по объективным причинам – большая семья, надо кормить, надо кормить просто семью, себя – это не его дело приносит деньги, а то, чем он может быть хотел бы заниматься, то, что у него лучше получается – денег не приносит и поэтому приходится заниматься не тем.
О.Стеняев
— Семья – это очень важное дело. Семья – это граница ответственности, очерченная рукой Бога. Собственно говоря, в жизни каждого человека есть пять естественных начал жизни, которые созданы Богом – это прежде всего сам человек. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни. Стал человек душой живою». Второе – это семья. И сказал Господь Бог: «Плохо быть человеку одному». Третье – это разные национальные группы, в Книге Бытия сказано: «И разделил Господь языки». Это также территория нашего обитания, наша отчизна. Сказано: «От одной крови Бог произвел род человеческий, предназначив всем пределы их обитания». И Господь создал церковь, в 16 главе Евангелия от Матфея мы читаем разговор Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Он говорит: «Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Вот это и есть пять естественных начал человеческой жизни, созданные Богом – личность, семья, нация, твоя страна – территория обитания, твоя религиозная традиция, носителем которой ты являешься. Это и есть границы ответственности, очерченные рукой Бога и человек лично ответственен перед Богом прежде всего, за самого себя. Сказано: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душей своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?» - человек ответственен лично перед Богом за свою семью, сказано: «Кто о своих, а особенно о домашних не печется, тот хуже неверного отрекся от веры». Человек ответственен лично перед Богом за свой народ. Апостол Павел настаивал на том, чтобы даже проповедь святого Евангелия была национально обусловлена для иудея, как иудей для эллина, как эллин, человек ответственен перед Богом за страну, в которой он живет. И тот же апостол Павел в послании к римлянам призывает нас подчиняться властям не только из страха наказания, но и по доброй совести. И человек ответственен перед Богом за свою религиозную традицию. Сказано: «Не оставляйте собраний ваших». И вот здесь важно понять, что человек, как таковой, он существует по-настоящему в семье, в своем народе, в своей стране, в своей религиозной традиции. А сейчас нам предлагается другая модель человека, человек без семьи, человек без религиозной традиции, человек без гражданской позиции, в конце концов. Такой аморфообразное какое-то существо, не определившееся совершенно.
А.Пичугин
— Но это все-таки уже другая тема, а мы сегодня говорим именно о том, что человеку дано. Вот мне, например, интересно, с христианской точки зрения, каждому человеку при рождении дается одинаковое количество талантов, умений… не умений, умение – это то, что человек приобретает, заложено в человеке Богом одинаковое в каждом какое-то количество таланта, или все-таки оно различается.
О.Стеняев
— Надо обратить внимание на то, что никто из нас не выбирал семью, в которой он родился – это некая Божественная данность. Никто из нас не выбирал для себя гражданство, национальность, никто из нас не решал, какой религиозной традиции принадлежать, когда младенцем человека взяли и покрестили. Это некая Божественная данность, или это часть Божественного замысла относительно конкретного человека. А счастье человеческой жизни и заключается в том, чтобы распознать намерения Божьи относительно самого себя. А если говорить о талантах, то я бы вспомнил известный текст из Евангелия, где сказано: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным».
А.Пичугин
— И как понимать эти строки?
О.Стеняев
— Святые отцы объясняют этот текст следующим образом, они говорят, богатство неправедное – это все, что ты имеешь в этой жизни.
А.Пичугин
— А почему неправедное?
О.Стеняев
— Ты родившись в этот мир не заработал света над головой, не оплатил земли под ногами, ты не способствовал тому, чтобы двигаться, ты не заработал куска хлеба, ты не оплатил материнское молоко – это тоже некая Божественная данность. То есть талантом может быть все, что человек умеет, но реализует это в соответствии с Божественным замыслом. Почему именно мне дана эта семья, почему я живу именно в этом городе, почему я принадлежу конкретному этому приходу. То есть, сегодня, сейчас, здесь я должен состояться, как христианин. А если я буду раскрывать в себе какие-то таланты, помимо той реальности, которая уже существует – моя семья, моя община, моя церковь – это будет такая маниловщина.
А.Пичугин
— А как же моя работа? Я же должен зарабатывать деньги?
О.Стеняев
— Человек должен трудиться, но он не трудится ради труда, скажем так.
А.Пичугин
— В поте лица будешь добывать хлеб свой.
О.Стеняев
— Деньги не ради денег – это забота о семье, это забота о близких, кто о своих, особенно о домашних не печется, тот хуже неверного.
А.Пичугин
— Правильно, но для этого человеку нужно где-то работать – это же очень важная составляющая современного человека. Любого, не только современного.
О.Стеняев
— Да, и важно, чтобы человек занимался на работе своим делом.
А.Пичугин
— Вот, об этом…
О.Стеняев
— Не каждому подойдет любая работа, скажем так. Но, когда нет никакой работы, а ты обязан приносить домой кусок хлеба, ты должен попросить Бога, чтобы Он дал тебе хоть какую-то работу.
А.Пичугин
— Но я пытаюсь Вас спросить как раз это применительно к тем строкам, с которых мы начали нашу программу: «Кому много дано, с того и много потребуется». Неужели всем людям дано не одинаково?
О.Стеняев
— Я бы сказал, что всем нам дано очень много, нам дана возможность видеть, слышать, верить. Дар веры – это особый дар. И если бы человек попытался бы понять, оценить, что он имеет от Бога, он понял бы, что он самый настоящий богач в духовном смысле. Мы это не заработали, мы это не заслужили – это дар благодати и об этом надо всегда помнить. Праведная жизнь к которой стремится каждый человек, она тоже является даром действующей благодати. Как блаженный Августин пишет: «Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены».
А.Пичугин
— Но это же невозможно в земной жизни человека?
О.Стеняев
— Пережить Божье прощение?
А.Пичугин
— Ну, когда все грехи прощены. Мы же никогда не узнаем до конца, насколько прощен тот, или иной грех.
О.Стеняев
— Надо прямо сказать, что в церкви есть все необходимые условия для того, чтобы человек очистился. Давайте посмотрим известный текст из Священного Писания – это первое послание к Коринфянам, это шестая глава, здесь мы находим следующие слова из десятого стиха и ниже: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». И далее: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Евангельская весть, а слово Евангелие означает радость – это весть о том, что независимо от наших злых и хороших дел, явилась в этот мир правда Божья, через Иисуса Христа, прощающего всех человеков, которые исповедуют в Иисусе Христе Сына Божия и мессию. Собственно говоря, по учению православной церкви, Христос принес полноту спасения для всего рода человеческого. Но воспользоваться даром спасения могут только те, которые ответят согласием на совершенное Иисусом Христом, которые исповедуют эту веру, как свою веру, которые будут крещены, которые будут причащаться, жить нормальной церковной жизнью. А если рассуждать чисто механически – могу я достичь чего-то, не могу. Это некогда апостолы шли за Иисусом Христом, они тоже гадали, кто может спастись. И они спросили Христа, кто может спастись – и Он ответил: «Человекам это невозможно». Но тут же добавил: «Но не Богу, ибо Богу все возможно». И Амвросий Медиоланский писал: «Я буду хвалиться не тем, что праведным, а тем, что грехи мои прощены. Я буду хвалиться не тем, что меня превозносят, а тем, что Господь наложил забвение на мои преступления. Я буду превозноситься не теперешним своим положением, а всегда помнить, кем я был и кем я стал во Христе и со Христом». И блаженный Иероним Стридонский, Иероним Блаженный писал: «Мы становимся праведными тогда, когда исповедуем, что мы грешники и когда источник нашей праведности мы видим не в наших собственных добродетелях, но токмо в заслугах Христа Иисуса».
А.Пичугин
— Протоиерей Олег Стеняев – клирик храма Рождества Иоанна Предтече в Сокольниках сегодня у нас в гостях, говорим о принадлежности человека, о его предопределении и самореализации, уж простите за такое слово в этом ряду. Я правильно Вас понимаю, отец Олег, что если человек, ну то, что следует из этого Евангельского отрывка, который Вы процитировали, то, что если человек находится внутри церкви и исповедует Христа, он очень сильно отличается от человека, который находится за церковной оградой, именно своим риском как раз… ну он больше рискует, потому что с него больше спросится, как с христианина, который знал, но не исполнял что-то, чем тот человек, который просто по тем, или иным причинам в церковь не пришел и поэтому не знал?
О.Стеняев
— Один мой знакомый вместе с семьей отправился на отдых в Турцию, и они оказались в такой местности, где рядом не было православного храма и в течение месяца они были предоставлены сами себе. Потом, когда он вернулся, он просто из аэропорта ко мне на исповедь с женой, с детьми и после исповеди он у меня спрашивает: «Я всю дорогу в самолете думал, а как же они живут эти мусульмане – без исповеди, без причастия?»
А.Пичугин
— Ну, они же находятся в другой традиции.
О.Стеняев
— Он не мог понять, как христианин.
А.Пичугин
— А они как мусульмане не могут понять.
О.Стеняев
— Как вообще можно жить без ощущения реальности Божьего прощения.
А.Пичугин
— Но ведь огромное количество людей находятся вне церкви и не обязательно мусульман, обычных людей, наших с вами соотечественнико
О.Стеняев
— Мы не говорим о том, спасется кто-то, или не спасется, но мы знаем, что спасение возможно только во Христе и тот человек, который живет церковной жизнью, даже на короткое время оказавшись в стороне от этой жизни, вкусив дар вечной жизни и оказавшись на каком-то распутье неопределенности
А.Пичугин
— И не будет ничего видно.
О.Стеняев
— И не будет ничего видно. Заходит мама, я вроде занимаюсь, и вдруг она включает основной свет и сразу стало видно, вот тут бумага, я ее не подобрал, здесь веник брошен, я только начал убираться и не продолжил этого дела. Христос говорит: «Вы не идете ко мне, потому что Я есть свет, а во свете обнаружатся ваши злые дела». Праведники, которые были… достигшие очень многого, приближаясь ко Христу, они были объяты этим светом больше, чем обычные люди и они начинали исповедоваться в своих добродетелях. Потому что во свете Христа они начинали видеть в себе то, что обычный человек не видит, или видит, но принимает это за какую-то добродетель.
А.Пичугин
— Но, бывает же и наоборот, что человек, который ведет очень праведную церковную жизнь, вроде, ну церковную жизнь, так скажем, праведной может быть ее назвать нельзя, церковную жизнь, он по своим человеческим качествам намного хуже того человека, который не ведет никакой религиозной жизни вообще?
О.Стеняев
— Церковная жизнь, она предполагает наши отношения с людьми, прежде всего. Если мы церковную жизнь выведем из плоскости отношений с людьми, то это какая-то ритуальная жизнь, но не церковная. Само понятие «экклесия» - это собрание людей. Поэтому, в православии людей делят как бы на три уровня – это люди плотские, это люди душевные и это люди духовные. Кто такие плотские люди – их очень мало – это те, которые готовы наслаждаться через страдания других, слава Богу, таких очень мало. Кто такие люди душевные – это те, которые хотят, чтобы им было хорошо и другим было хорошо. Вот этих подавляющее большинство. Но самая маленькая категория людей на земле – это люди духовные, которые сами готовы страдать, чтобы благо было другим. Поэтому, когда мы говорим о церковности, или об отсутствии церковности, это всегда связано с тем, как мы выстраиваем отношения с теми, или иными людьми. В день Страшного Суда Христос не будет выяснять, какие-то литургические вопросы, канонические вопросы, Он будет выяснять один вопрос – был ли ты милосерд по отношению к человеку. К какому человеку – к любому человеку. Смотрите, что делает Христос на Страшном Суде, Он ставит знак равенства между Собой и любым другим человеком. Он говорит: «Если ты накормил кого-то – ты Меня накормил, если посетил в больнице, навестил в темнице – ты Меня навестил». То есть, Он делает то, чего не сделал никакой другой основатель какой-то мировой религии, Он ставит знак равенства между Собой и любым другим человеком. Вот в этом универсальность христианства – служа любому человеку, я служу Христу. И церковность прежде всего раскрывается в нашем взаимоотношении, как мы общаемся друг с другом.
А.Пичугин
— Но ведь таким образом Христос будет судить любого человека, абсолютно неважно, христианин он, или не христианин? Соответственно, если человек всю жизнь страдал сам, но при этом всегда относился с любовью к другим людям – не важно, к какой религии он принадлежит и принадлежит ли он вовсе к какой-то религии, важно, что он это делал, исполняя тем самым важнейшую из заповедей?
О.Стеняев
— Проблема заключается в том, что Христос однажды сказал: «Без Меня не можете делать ничего». И реально у меня есть друзья и знакомые, которые неверующие. Вера – это дар Божий, это как музыкальный слух – у одного есть, у другого нет. И когда я беседую с этими людьми, иногда я задаю вопрос, как вы переживаете грех. Если для христианина грех – это как апостол Павел пишет: «Кораблекрушение в вере», - мачта сломалась, пробоина, весла разбиты – кораблекрушение. То для человека неверующего – это иногда выглядит, как приключение, как некая очередная забава, со своими сложностями, может быть, трудностями. Как один сказал, сравнимо, как будто на качелях, на американских горках я катался, забавно конечно, но укачивает и немножко тошнит. Поэтому, когда мы говорим об отношении ко греху человека религиозного и не религиозного, здесь без сомнения два разных подхода и они обусловлены близостью одного к источнику света, ко Христу и удаленностью другого от источника света, так, что он не видит, а может быть и не хочет видеть реальное свое состояние.
А.Пичугин
— Так, а что же Вам чаще всего отвечали, когда Вы спрашивали об отношении ко греху?
О.Стеняев
— Чаще говорили, что не определились в этом отношении, потом говорили, а мы не все считаем грехом, что вы христиане считаете грехом. И завязывалась дискуссия по поводу десяти заповедей. Заповедей десять, как мы знаем, пять из них регулируют взаимоотношения между Богом и человеком и пять регулируют взаимоотношения между человеком и человеком. Я сразу отодвигал в сторону заповеди, которые касаются отношения между Богом и человеком, если человек не имеет дара веры, какие могут быть отношения? И мы говорили о заповедях, которые касаются взаимоотношений между человеком и человеком. И я настаивал всегда на том, что любой грех суицидален, любой грех несет в себе семена саморазрушения личности. И когда человек говорит: «Я уважаю своего знакомого, свою знакомую и иногда не могу отказать в чем-то, может быть плохом, но это только от любви». Я начинаю объяснять, так как любой грех суицидален и он несет в себе семена саморазрушения личности, то подыгрывать греховным страстям человека – это не означает любить этого человека, это реально означает наносить ему возможно непоправимый вред. И когда человек это осознает, он христианин, он живет библейскими нормами.
А.Пичугин
— Но можно быть при этом христианином вне церкви, например?
О.Стеняев
— Церковь – это собрание верующих, но не всегда от верующих зависит, находятся ли они вместе, или они в разобщении. Когда времена гонений, христиане оказываются в разобщении, они не имеют доступа к своим епископам, даже к священникам. Мы помним времена, когда многие духовники сидели на Соловках и покаянные письма им писали миряне на Соловки, в надежде, что может быть это письмо дойдет, а может быть – нет. Но мистическая связь лиц церкви, она, наверное, значит больше, чем вот то, что называется встретились вместе, собрались в воскресенье в одном храме. И, обратите внимание на то, что Иисус Христос не учил нас молиться «Отче мой», он учил нас молиться: «Отче наш». Чтобы даже в молитвенной жизни, а это очень такая интимная часть жизни человеческой души, мы всегда бы соборне помнили друг о друге, осознавали соборную причастность друг ко другу. И многие церковные молитвы, они произносятся с этим местоимением – прости нас, не меня, а нас. Воззри на нас, помилуй нас, сжалься над нами. И в то же время есть молитвы, где говорится от первого числа и однажды я спросил у одного очень известного такого литургиста, а каких все-таки молитв больше, где говорится от частного лица, от первого лица, или обобщенные молитвы. И он сказал, больше все-таки молитв, где присутствует обобщение. Наверное, это связано с тем, что молитва «Отче наш» - это как бы молитвенная конституция и она всегда являлась образцом для составления других молитв. И вот эти слова: «Отче наш», которые человек произносит один в своей квартире, у него нет ни соседей, ни родственников, ни близких, но эти слова означают его причастность не только к земной церкви, странствующей, воинствующей, но и к небесной церкви святых, к церкви торжествующих.
А.Пичугин
— Протоиерей Олег Стеняев сегодня в гостях у программы «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы вернемся в эту студию буквально через одну минуту, не переключайтесь.
А.Пичугин
— И вновь здравствуйте, друзья – это программа «Светлый вечер» в студии Алексей Пичугин. Сегодня говорим о самореализации, об использовании человеком тех талантов, которые были ему даны. Говорим об этом с протоиереем Олегом Стеняевым – клириком храма Рождества Иоанна Предтече в Сокольниках. Ну, вот возвращаясь именно к земным проблемам, к проблемам, связанным с работой и с реализацией человеком вот тех талантов, которые ему даны. Есть какие-то конкретные примеры, вот как быть, например, инженеру, который построил мост, а этот мост взял и рухнул, когда по нему проезжали машины – погибли люди. А если бы он, скажем, работал разносчиком пиццы, или там где-нибудь в кафе, никто бы не пострадал. Или другой человек стал великим писателем, написал множество книг, а под влиянием этих книг произошли какие-то страшные трагедии. Самый распространенный пример – музыканты, когда под влиянием песен того, или иного исполнителя гибнут люди, кончают жизнь самоубийством. Казалось бы, причем в текстах этих песен, в музыке ничего такого нет и сам исполнитель прекрасный человек. Вот как быть с этим? Человеку же тоже дан талант писать песни, строить мосты, а все заканчивается трагедией.
О.Стеняев
— В Библии сказано: «Все, что вы не делаете делом, или словом – делайте во имя Иисуса Христа». Если, например, человек пишет книгу и у него возникают сомнения, а какое нравственное влияние окажет эта книга на читателей. Пусть он задастся этим вопросом, сможет ли он сказать об этой книге, что он ее написал во имя Иисуса Христа, что это соответствует его личным христианским вероубеждениям. Мы сейчас не берем неверующих людей, у них своя мотивация может быть, самая разная. Или, например, человек воспитывает другого человека. Христианин преподаватель, христианин педагог, или христианин отец семейства, христианка мать семейства. Если мы выращиваем детей, как выращивают капусту, картошку, что-то еще – это одна ситуация. А если мы стремимся восстановить в человеке образ Божественный, потерянный от грехопадения, образуем сознание подрастающего поколения – это другая ситуация. Действительно можно быть христианином и плохим врачом и нанести реальный вред какому-то человеку.
А.Пичугин
— И как с этим быть?
О.Стеняев
— Но тогда ставится под сомнение, а насколько же ты хороший христианин, если христианство предполагает доброе отношение к ближнему.
А.Пичугин
— Но ведь он старается, он же плохой врач не потому, что он хочет быть плохим врачом. Он старается, но у него не получается.
О.Стеняев
— Если человек чувствует, что у него не хватает сил, в Писании есть такой конкретный текст. Сказано: «Если кто-то хочет построить башню, пусть сядет и сосчитает, хватит ли у него средств». Или, если кто-то собрался на войну, пусть он сядет и сосчитает, хватит ли у него средств. Потому что, когда мы проявляем самоуверенность – это грех. Человек не может рисковать судьбами других людей.
А.Пичугин
— А вот про войну – это очень хорошее замечание, кстати говоря. Как быть с войной и с исполнением приказов? Вот идет человек стрелять в такого же точно христианина, как он, потому что ему приказ дали.
О.Стеняев
— Если говорить о войне, то есть библейские законы ведения войны. Они излагаются в книге Второзаконие – это подробно описано, кто может воевать, кто не может воевать.
А.Пичугин
— А вкратце тогда напомните, что там говорится?
О.Стеняев
— Ну, во-первых, призывали на войну только в 21 год, нельзя было призвать на войну человека, который построил дом, но не обжил этот дом. Нельзя было призвать на войну человека, который обручился, но не женился и жена не понесла от него. Нельзя было призвать на войну человека у которого жена беременная, но еще не родила. Это были очень интересные законы – библейские законы ведения войны, они касались даже санитарных норм и экологических. Например, сказано в книге Второзаконие, если идет осада города, не срубай плодоносящие деревья. Дерево не человек, оно не может от тебя убежать. Или сказано, что каждый солдат должен иметь специальную лопатку для того, чтобы, когда он естественные потребности, вот эта санитарная как бы установка, он должен все за собой закопать. И самое интересное, Библейские законы о войне начинаются с того, если ты подошел к чужому городу – предложи им мир. То есть, сама постановка вопроса, не объявление войны, а Библейские законы начинаются с предложения, когда ты окружил город врага – предложи ему мир. И если он примет мир, тогда там уже оговаривается, что происходит далее.
А.Пичугин
— Но часть из этих законов актуальны, часть, не то чтобы устарели, но просто уже времена сильно изменились, прошли тысячелетия. А вот всеобщая мобилизация, Вторая мировая война, даже какие-то кампании, которые происходили в советское время.
О.Стеняев
— Я был на войне не один раз по благословению священноначалия я пять раз посещал вторую Чеченскую войну, я общался с солдатами и я очень сожалел, что Библейские нормы не работали, когда 18-ти летних минуя учебку засовывали в горнила Грозного, или Гудермеса. Библейские законы предполагают, что человек должен иметь продолжение в своих детях. Почему у казаков были сережки на ушах – это не просто украшение, это если собирается большой табор казаков, они идут на войну и атаман дает приказ, он смотрит, у этого одна серьга в ухе – он один сын у матери, у этого две серьги – он единственный носитель своей фамилии, если он погибнет, то вообще этот род пресекается. Таким образом распознавали, то есть, некую оценку совершали вот той, или иной ситуации. А этот род, насколько он может пострадать. И когда я видел мальчишек, которые вообще не видели жизни 18-ти летние и в какой ситуации, в какой каше, мясорубке они оказывались – я вспоминал Библейские законы и я говорили себе и офицерам, смотрите, насколько это более гуманно и они со мной соглашались.
А.Пичугин
— Но они соглашались, но ведь это уже все происходит в другое время, у них тоже есть приказ. И у тех, кто им отдал приказ, есть другой приказ.
О.Стеняев
— Вспомните тех же 300 спартанцев, в Фермопилах могли умереть только те спартанцы у которых были дети. Это жестоко, когда человек не имеет продолжения своей жизни ,он не создал семью, а с точки зрения Библии – он не исполнил заповедь Бога, не создав семью и это тяжело. И наоборот, когда мы следуем предписаниям Библии во всех вопросах, даже в военных – это всегда более гуманно, чем нежели то, как светское общество пытается диктовать нам нормы поведения в той или иной экстремальной ситуации.
А.Пичугин
— Хорошо, ну давайте оставим все-таки тогда войну и вернемся к простым мирным профессиям. Мне всегда было интересно, как человек, будучи, скажем, глубоко воцерковленным, профессионалом, его нельзя упрекнуть в дилетантстве в своей профессии, вот он действительно, я не знаю, будучи архитектором, инженером, строит мост, дом, что-то еще делает такое возводит и в результате того, что существует его постройка, каким-то образом гибнут люди. Ведь, если бы он не начал этого делать, абсолютно мирное время, абсолютно вроде бы не рискованная профессия, но в результате его деятельности гибнут люди, не прямо, а косвенно. А он глубоко верующий человек и он начинает себя осуждать за то, что он вообще связался с этой профессией. Вот работал бы он, там, я не знаю, продавцом в магазине и ничего бы не было – отсчитывал бы себе спокойно сдачу и выдавал сгущенку.
О.Стеняев
— Я не знаю, совпадение это, или нет, но я очень часто привожу этот пример.
А.Пичугин
— А как Вы его объясняете?
О.Стеняев
— И я объясню, в каком контексте я привожу этот пример. В Библии сказано, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего-четверт
А.Пичугин
— Но ведь мы можем влияние оказать, это знаете, как эффект бабочки, оказать влияние на человека, совершенно не заметив этого – пройдя мимо, наоборот, кому-то, что-то сказав – это потом будет иметь какую-то непрекращающуюся череду последований, которая приведет к какому-то трагическому финалу где-то очень далеко уже от изначального посыла. Это что, это тоже получается грех того человека, или нет, или это уже такая цепочка, которая, ну, можем говорить, угодна Богу?
О.Стеняев
— В Нагорной проповеди сказано так: «И так да светит свет ваш пред людьми и с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». То есть, если наша жизнь не способствует прославлению Отца Небесного, то конечно за это будет наказание. Но с другой стороны Бог судит не только поступки – это было бы ужасно, если бы Бог осуждал бы каждый поступок, Бог прежде всего судит наши намерения. Иногда человек совершенно не думал, во что это может превратиться, но получилось так, как оно получилось.
А.Пичугин
— Я напомню нашим слушателям, что в гостях у радио «Вера» сегодня протоиерей Олег Стеняев – клирик храма Рождества Иоанна Предтече в Сокольниках. Говорим о том, как человек может реализовать себя в жизни, обсуждаем это с христианской точки зрения, рассматриваем разные примеры. Как быть, например, если молодой человек, когда ищет свой какой-то путь, вот он хочет стать, например, математиком, поступить на Механико-математ
О.Стеняев
— Я думаю, нарушается. И это связано с тем, что мы всегда мыслили себя, как жители православной страны. Ну, не в юридическом смысле, а в духовном таком восприятии этого пространства. Поэтому я думаю, что нашей стране нужны не только православные священнослужител
А.Пичугин
— А что это такое, применительно к нашему времени?
О.Стеняев
— В наше время – это старцы, к которым обращаются в таких ключевых сложных ситуациях и задают вопрос, а как поступить в такой сложной ситуации. И опытный старец может дать реальный совет, который поможет человеку реализоваться в этой жизни.
А.Пичугин
— Но здесь есть еще большая опасность нарваться на человека, который себя именует старцем, а на самом деле таковым не является.
О.Стеняев
— Я думаю, что в основном, когда речь идет о настоящих старцах, речь идет о двух-трех, не больше, человек, которые известны, скажем так, всей церковной полноте и к которому старцу нужно поехать по благословению своего духовника, опять же, опытного человека. Вопрос духовничества, да, я соглашусь, это тоже сложный вопрос. У нас иногда избирают духовника где-нибудь там в другом городе, в другой области с намерением, чтобы самому себя пасти. В настоящей ситуации духовник должен быть в шаговой доступности – это человек, который знает мою семью, это человек, который служит на той улице, на которой я живу. И шаговая доступность духовника обеспечивает его присутствие, как домашний врач, например.
А.Пичугин
— Ну, у нас часто священников переводят, потом, с развитием современных средств коммуникации, связи и общения города и страны уже не становятся преградами для постоянного общения.
О.Стеняев
— Если говорить о духовничестве, вот здесь не заменить живого непосредственно общения ничем.
А.Пичугин
— Понятно, что я в какой-то момент всегда могу поехать, когда выдастся такая возможность, но а так мне в помощь скайпы, соц.сети, телефон – все, что угодно.
О.Стеняев
— Да, в некотором смысле – это Божье благословение, я тружусь на радио «Радонеж» и очень часто звонят больные надомники, которые благодарят Бога за то, что есть православные радиостанции. Для них – это единственная возможность пообщаться со священником, а если они имеют возможность еще и дозвониться и задать свой вопрос – это настоящее счастье для таких людей.
А.Пичугин
— Перед тем, как Вас пригласить, на нашем сайте мы провели небольшой опрос. На сайте и на наших страничках в соц.сетях, радио «Вера», напомню, что сайт наш www.radiovera.ru, там можно посмотреть и всю информацию о нас, и о программах, послушать, скачать, понравившиеся. Там же есть опросы на некоторые темы, на которые у нас потом выходят программы в рамках «Светлого вечера», вот в данном случае к программе «Самореализация» мы тоже провели такой опрос. Причем вопросы мы формулировали очень конкретно – что же такое самореализация – это работа, или профессия, не всегда связаны с самореализацией, а самореализоватьс
О.Стеняев
— Для меня самореализация – это то, что связано со словами Христа: «Тот, кто идет за Мной и не берет свой крест, тот не достоин Меня». Нести свой крест – это бороться с теми личными страстями, переживаниями, дурными и греховными наклонностями, которые я обнаруживаю в своей душе. Настоящая самореализация – это помогать другим людям, насколько возможно, сказано: «Носите бремена друг друга», то есть не только эгоизм собственного спасения, но и проявить заботу о другом человеке, может быть, подставить плечо. И самое главное для меня, как самореализация – мой крест – это крест священника. Это нелегкий крест, но я воспринимаю это, как некую Божественную данность, если это промыслительно я оказался священнослужител
А.Пичугин
— Но все-таки, если смотреть на это глазами наших слушателей и вот так, как мы составили опрос. Если подавляющее большинство людей, которых мы спросили, ответили, что самореализоватьс
О.Стеняев
— Ну, я бы, наверное, не поставил на один уровень привычку собирать марки, собирать монеты и ухаживать за больным соседом, все-таки, это разные вещи.
А.Пичугин
— Это абсолютно разные вещи, но…
О.Стеняев
— Но другой вопрос, что приносит человеку больше удовлетворения – новая хорошая марка, или сосед вдруг сказал: «Ты знаешь, мне стало легче, анализы стали значительно лучше». Мне кажется, что если человек просто по определению он сориентирован на нравственные ценности, как бы ни был он привязан к каким-то вещам, положительные изменения в здоровье его соседа – это действительно более значимое событие, чем какая-то редкая монета, или редкая марка. Поэтому можно говорить об этом, скажем так, немножко поверхностно, самореализация, как самовыражение. А можно говорить о самореализации, как о поиске того смысла, предназначения собственной жизни, без обнаружения которого трудно назвать себя счастливым, как несколько раз я повторил эту фразу – подлинное счастье человеческой жизни – это распознать намерения Божьи относительно самого себя.
А.Пичугин
— Да, и вот на этих красивых словах, давайте закончим программу. Я напомню слушателям, что протоиерей Олег Стеняев – клирик храма Рождества Иоанна Предтече в Сокольниках сегодня был с нами. Говорили о предназначении человека, о его каком-то замысле об этом человеке, ну и самореализации, такое слово, конечно, которым можно многое, наверное, объяснить и в то же самое время не объяснить ничего, но тем не менее… С вами был я – Алексей Пичугин, спасибо за внимание и до встречи. Будьте здоровы!
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица