В неблагополучных семьях дети отрываются от родителей, как листочки от засохшего дерева. У любящих отцов и матерей крепкая связь с детьми сохраняется до самой старости. Так и сыновья Кирилла и Марии Радонежских не покидали их, хотя давно выбрали жизненный путь или обзавелись собственными семьями.
В Ростове боярина Кирилла и его жену Марию знали как очень благочестивых людей. Они поселились в деревне недалеко от города, опасаясь городских соблазнов.
Отправляясь в Ростов по делам, Кирилл точно знал, как его встретят вечером, когда он вернется. У ворот будет стоять его жена Мария, ожидая мужа. У неё в ногах будут вертеться трое сыновей, Стефан, Варфоломей и Пётр, каждый – подпрыгивая как можно выше, чтобы первым увидеть, как отец подъезжает к деревне. Поэтому Кирилл торопился закончить дела, чтобы скорее оказаться дома.
Мария всегда спокойно отпускала мужа в город. Она не боялась супружеской измены. Они с Кириллом поженились рано, и за годы совместной жизни их души успели так сродниться, что супруги уже не мыслили себя по отдельности. Они вместе ходили в церковь, соблюдали посты и приглашали к себе странников. Даже проведя несколько часов в разлуке, Кирилл и Мария спешили при встрече сразу же поделиться друг с другом тем, чем занимались.
Супруги были счастливы жить простой жизнью. Но скоро их коснулась беда, и Кирилл потерял всё своё состояние. Когда ему предложили переселиться в Московское княжество и поступить на службу к другому князю, он пришёл к Марии советоваться. Переехать в те времена было намного сложнее, чем в наши дни, но жена и дети доверились Кириллу. Из трёх сыновей двое уже женились, однако бросить родителей им казалось немыслимым. Остался с ними и средний сын, Варфоломей. Он с детства просил дозволения стать монахом. Но родители просили подождать, пока они не состарятся и не умрут. Послушный Варфоломей, искренне любящий отца и мать, последовал за ними в Радонеж. Он ещё не знал, что однажды этот город даст ему имя, и скромный юноша Варфоломей станет известен как святой Сергий Радонежский.
Состарившись, Кирилл и Мария оставили мирскую суету и ушли в Хотьковский Покровский монастырь, который был одновременно мужским и женским. Приняв постриг, они взяли на себя монашеский подвиг, который стал венцом их благочестивой семейной жизни. Духовная связь Кирилла и Марии с детьми не прерывалась, становилось всё более крепкой. Стефан, недавно похоронивший жену, присоединился к родителям и стал за ними ухаживать. Трудился в обители и Варфоломей, постоянно навещал отца и мать и третий сын – Пётр. Незадолго до своей кончины Кирилл и Мария приняли схиму и взяли на себя особо строгие монашеские обеты.
Прожив тяжёлую, но счастливую жизнь, Кирилл и Мария умирали на руках у родных и любимых людей. Они сумели сохранить крепкую и дружную семью, которая дала миру трёх святых-монахов. В 1992 году, когда праздновалось 600-летие со дня преставления их сына – святого преподобного Сергия Радонеского – схимонахи Кирилл и Мария Радонежские были прославлены Русской православной Церковью в лике святых.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема