В неблагополучных семьях дети отрываются от родителей, как листочки от засохшего дерева. У любящих отцов и матерей крепкая связь с детьми сохраняется до самой старости. Так и сыновья Кирилла и Марии Радонежских не покидали их, хотя давно выбрали жизненный путь или обзавелись собственными семьями.
В Ростове боярина Кирилла и его жену Марию знали как очень благочестивых людей. Они поселились в деревне недалеко от города, опасаясь городских соблазнов.
Отправляясь в Ростов по делам, Кирилл точно знал, как его встретят вечером, когда он вернется. У ворот будет стоять его жена Мария, ожидая мужа. У неё в ногах будут вертеться трое сыновей, Стефан, Варфоломей и Пётр, каждый – подпрыгивая как можно выше, чтобы первым увидеть, как отец подъезжает к деревне. Поэтому Кирилл торопился закончить дела, чтобы скорее оказаться дома.
Мария всегда спокойно отпускала мужа в город. Она не боялась супружеской измены. Они с Кириллом поженились рано, и за годы совместной жизни их души успели так сродниться, что супруги уже не мыслили себя по отдельности. Они вместе ходили в церковь, соблюдали посты и приглашали к себе странников. Даже проведя несколько часов в разлуке, Кирилл и Мария спешили при встрече сразу же поделиться друг с другом тем, чем занимались.
Супруги были счастливы жить простой жизнью. Но скоро их коснулась беда, и Кирилл потерял всё своё состояние. Когда ему предложили переселиться в Московское княжество и поступить на службу к другому князю, он пришёл к Марии советоваться. Переехать в те времена было намного сложнее, чем в наши дни, но жена и дети доверились Кириллу. Из трёх сыновей двое уже женились, однако бросить родителей им казалось немыслимым. Остался с ними и средний сын, Варфоломей. Он с детства просил дозволения стать монахом. Но родители просили подождать, пока они не состарятся и не умрут. Послушный Варфоломей, искренне любящий отца и мать, последовал за ними в Радонеж. Он ещё не знал, что однажды этот город даст ему имя, и скромный юноша Варфоломей станет известен как святой Сергий Радонежский.
Состарившись, Кирилл и Мария оставили мирскую суету и ушли в Хотьковский Покровский монастырь, который был одновременно мужским и женским. Приняв постриг, они взяли на себя монашеский подвиг, который стал венцом их благочестивой семейной жизни. Духовная связь Кирилла и Марии с детьми не прерывалась, становилось всё более крепкой. Стефан, недавно похоронивший жену, присоединился к родителям и стал за ними ухаживать. Трудился в обители и Варфоломей, постоянно навещал отца и мать и третий сын – Пётр. Незадолго до своей кончины Кирилл и Мария приняли схиму и взяли на себя особо строгие монашеские обеты.
Прожив тяжёлую, но счастливую жизнь, Кирилл и Мария умирали на руках у родных и любимых людей. Они сумели сохранить крепкую и дружную семью, которая дала миру трёх святых-монахов. В 1992 году, когда праздновалось 600-летие со дня преставления их сына – святого преподобного Сергия Радонеского – схимонахи Кирилл и Мария Радонежские были прославлены Русской православной Церковью в лике святых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер