«Кинооператор» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Кинооператор»

«Кинооператор»
Поделиться Поделиться

«Кинооператор», студия Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), режиссёр Эдвард Седжвик, Бастер Китон

Эта задорная, воодушевляющая мелодия — музыкальная тема из фильма под названием «Кинооператор». Немую картину снял в 1928 году режиссёр и знаменитый американский комик Бастер Китон в сотрудничестве с Эдвардом Сэджвиком. Китон исполнил в картине и главную роль — незадачливого, бедного уличного фотографа, безответно влюблённого в девушку по имени Салли, секретаршу в киностудии. Ради того, чтобы видеть её каждый день, он пытается устроиться туда на работу. Продаёт свой фотоаппарат и покупает старую, подержанную кинокамеру. Тут-то с ним и начинают происходить невероятные приключения!

Простодушный главный герой и его комичные промахи вызывают не только смех, но и глубокое сочувствие, сопереживание. Ему хочется помочь, поддержать. Особенно трогает то, с каким смирением и стойкостью переносит герой все неудачи. Как терпит насмешки от своих коллег. Как самоотверженно бросается в самую гущу перестрелки в Китайском квартале, в надежде, что снимет, наконец, ценные кадры, но не ради славы и денег, а ради возможности чаще бывать рядом с любимой девушкой. Слава ему совсем не нужна — герой сполна демонстрирует это в финале картины, когда продаёт кинокамеру и бесплатно отдаёт студии все отснятые плёнки.

Комедию «Кинооператор» называют одним из лучших фильмов эпохи немого кинематографа. О ней написано великое множество статей и критических отзывов. Много внимания в них уделяется технике съёмок. Что совсем неудивительно — немое кино требовало от актёров, операторов и постановщиков предельной отдачи, поскольку визуальный ряд и музыкальное сопровождение были единственным выразительным средством кинематографа. Картинка должна была быть убедительнее и проникновеннее слов. Актёры говорили глазами, движениями, сердцем. Поэтому, хотя герой Бастера Китона, смешной человек с грустным лицом и громоздким киноаппаратом, молчит, возникает ощущение, что он непостижимым образом общается с нами. И ему... отвечаешь! На протяжении всего фильма происходит этот удивительный диалог.

Любопытно, что в титрах Бастер Китон не упоминается как режиссёр. Одни историки кино говорят, что это промах кинокомпании, выпустившей картину. А другие — что так из скромности захотел сам Китон, посчитавший, что достаточно будет появиться в титрах один раз, как исполнитель главной роли. На этой версии, в частности, настаивал современник Бастера Китона, французский историк кино и критик Жорж Садуль, который называл актёра и режиссёра деликатным и скромным. «Китон — сама человечность», — писал он. Может быть, поэтому комедии Бастера Китона не только искромётно смешные, но ещё и очень добрые, до глубины души трогательные. Картина «Кинооператор» — именно такая.

Она захватывает, увлекает, её не смотришь, а словно проживаешь вместе с героем, чья простота и искренность проникают в самую душу. Интересно, что долгое время фильм Бастера Китона «Кинооператор» считался утерянным, пока в 1968 году не была случайно обнаружена плёнка с его копией. В 1991-м ленту отреставрировали и оцифровали. И сегодня каждый из нас может увидеть на своём экране маленького, молчаливого человека с кинокамерой, который умеет говорить сердцем.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем